Выставка, открывающаяся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева к 60-летию известного коллекционера Виктора Бондаренко, – уже третий по счету организуемый им большой проект, посвященный теме русской иконы. Он охватывает хронологический период в истории русской иконописи с рубежа XVI-XVII веков по 1929 год. Всего на выставке экспонируется 125 произведений. Среди них бoльшую часть составляют памятники Нового времени, которые еще совсем недавно не считались явлением искусства. В последние годы эпоха пренебрежения этим материалом закончилась, и началось его активное изучение и коллекционирование. Свой весьма существенный вклад в привлечение внимания к поздней иконе внес своей собирательской деятельностью Виктор Бондаренко.
Русская иконопись XVII-XX веков представлена на выставке как яркими и показательными произведениями высокого художественного уровня, так и памятниками, которые восполняют белые пятна в наших знаниях об иконописи этого времени. Среди произведений XVII столетия особое место занимает комплекс из восьми икон праздничного ряда иконостаса 1680-х годов, созданный мастерами Оружейной палаты.
Произведения XVIII – XIX веков помогают воссоздать целостную картину русского иконописания Синодального периода. Собрание Виктора Бондаренко дает представление как о хорошо, так и мало известных центрах этого времени – Ярославле, Костроме, Твери, Угличе, Нерехте, Палехе. О многообразии старообрядческой иконописи Нового времени свидетельствуют произведения мастеров Мстёры, Выга, Романова-Борисоглебска, Павлова на Оке, Сызрани, Гуслиц.
Как и в двух предшествующих проектах собирателя, среди представленных в новой коллекции произведений много подписных икон, которые являются важными вехами в истории иконописи. Виктор Бондаренко одним из первых среди коллекционеров осознал всю важность таких памятников и сознательно уделяет им особо пристальное внимание. В его собрании находятся иконы, подписанные как именитыми мастерами так и теми, чьи произведения были ранее неизвестны. Это столичный иконописец, крепостной графов Шереметевых Михаил Фунтусов, один из ведущих костромских мастеров XVIII века Иван Липин, его современники Иван Буренин из Углича и Михаила Пастух из Нерехты, безрукий художник конца XIX – начала XX века Григорий Журавлев из Самары и др. Целым рядом имен представлена иконописная традиция Палеха, Мстёры и Москвы рубежа XIX-XX веков – Н.М. Софонов, И.И. Парилов, И.В. Брягин, А.И. Цепков, А.И. Суслов, М.И. Дикарёв, А.И. Тюлин, Я.Е. Епанечников, В.П. Гурьянов, А.Я. Вашуров, Н.С. Емельянов.
Хронологически выставку завершает копия с древней чудотворной иконы Богоматери Владимирской, выполненная в 1929 году реставратором древнерусской иконописи А.И. Брягиным. Созданная уже в эпоху советской власти, она предназначалась для участия в выставке-продаже русской иконописи, проходившей в Европе и Америке в 1929-1931 годах.
Свой новый проект Виктор Бондаренко назвал «Все остается людям». Его деятельность по собиранию, публикации, экспонированию и популяризации русской иконописи носит общественный характер. Воспринимая икону, прежде всего, как национальное искусство, он стремится к тому, чтобы она была по-достоинству оценена современным обществом во всем своем многообразии и полноте своей художественной значимости, независимо от времени своего создания.
Открытие состоится 21 апреля 2010 года в 16 часов