«Жизнь на земле так прекрасна…»
Ф.В. Сычков
Выставка посвящается 140-летию со дня рождения Народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств России Федота Васильевича Сычкова (1870-1958 гг.) – основоположника мордовского профессионального изобразительного искусства. Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения, главными героями которых были земляки художника, жители села Кочелаево, слагаются в яркий художественный образ родины, своеобразную летопись мордовского края.
В экспозиции представлено 48 произведений. Среди них как самые ранние, которые Ф.В. Сычков создавал, опираясь на свой природный талант и на небольшой опыт, полученный в иконописной артели, так и подлинные шедевры периода творческой зрелости, которые принесли ему заслуженную славу мастера бытовой картины и народного портрета.
Лейтмотив творчества Ф.В. Сычкова - жизнь и быт русской и мордовской деревни. Этой теме он отдавал предпочтение с первых самостоятельных работ. На выставке представлено знаковое для Ф.В. Сычкова полотно «Закладка станции Арапово»(1892). Именно это произведение, написанное по заказу генерала И.А. Арапова , открыло ему путь в большое искусство: при поддержке генерала Федот Сычков поступил в Петербурге в Школу Общества поощрения художеств. Сложная многофигурная композиция написана с необыкновенным тщанием и вниманием ко всем деталям, передающим торжественность момента – открытие железной дороги в провинции. Картина была отреставрирована в 2009 году на грант, полученный музеем на реставрацию и консервацию произведений Ф.В. Сычкова в рамках Федеральной программы «Культура России», реставраторами музея Коротковым С.Ф. и Романовой А.А. На грант также было отреставрировано несколько итальянских этюдов: «Рим. Колизей», «Рим. Форум Романум», «Неаполь» и др., созданных Ф.В. Сычковым во время поездки за границу в 1908 году, которая стала для художника одним из ярких жизненных впечатлений, подняв мастерство на более высокий уровень.
Впервые на выставке представлен «Портрет Александры Дмитриевны Пель» 1910-е гг. из частной коллекции А.А. Пель-Дмитриева (Москва) . Это портрет его матери Александры Дмитриевны, которая была одной из любимых моделей Сычкова в 1910-е годы. Она позировала художнику для таких картин как «В цветущем огороде» 1913 г., «Катание на масленице» 1914 г. и др. Мастера пленяла ее яркая красота, обаяние цветущей молодости.
Также впервые экспонируется ряд этюдов, которые были отреставрированы студентами факультета реставрации живописи Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, проходившими практику в музее летом прошлого года, - это «Улица села Кочелаево» (1895), «Девочка среди одуванчиков» (1930 е гг.), «Крестьянский двор» (1890-е гг.), - последняя образец наивного искусства, трогательная сценка из детства художника.
Творческое кредо Ф.В. Сычкова заключено в его словах «…в жизни должно быть как можно больше радости». Поэтому особенно ярко талант художника раскрылся в произведениях, отображавших праздничную сторону деревенской жизни - «Праздничный день» 1928 г., «Выходной день в колхозе» 1936 г. и др. Произведения радуют глаз и покоряют совершенным мастерством исполнения.
Ф.В.Сычков – певец юности. Любимые его героини – молодые крестьянки, в которых столько неповторимой харизмы задора, жизнелюбия - «У изгороди. Лето. 1931, «Девушка 1945 и др. Яркие одежды крестьянок еще более подчеркивают их жизнерадостность, а цвета сливаясь в стройный, звучный аккорд создают приподнятое праздничное настроение.
Тонким психологом, знатоком детской души показал себя Ф.В. Сычков в произведениях, посвященных детям («Приятели» 1911, «Дети в цветах» 1932 и др.) С большой симпатией он изображал деревенскую детвору, отмечая ее приветливость, природный ум.
Тема деревни звучит и в пейзажах, пронизанных теплотой и камерностью настроения «После дождя. Деревенская улица» 1916, «Пейзаж с гусями» 1952 г. а также в натюрмортах «Маки» 1910 г., « Цветы» 1939 г. и др. В точности воспроизведения натуры, в умении несколькими мазками передать фактуру, плоть каждой детали, любой вещи видна рука большого мастера.
Особое место в экспозиции отведено портретам жены художника. Это «Портрет Лидии Васильевны Сычковой» 1904 года и лирический образ крестьянки «Молодуха» 1928 года, для которого также позировала она. Лидия Васильевна - верная спутница жизни Ф.В. Сычкова, его муза, его ангел-хранитель как называли ее друзья художника. Именно Л.В. Сычковой Мордовия должна быть благодарна за то, что после смерти мастера, унаследовав большую коллекцию его произведений, она сохранила ее целостность, не допустив распыления по другим музеям и частным собраниям, завещала Мордовии. Так сбылись пророческие слова Сычкова, написанные в одном из писем : «…Я связан с мордвой крепко и пожизненно».
Куратор выставки, Л.А. Букина