В Строгановском дворце открывается первая персональная выставка произведений Серафимы Яковлевой (1910-1993). Экспозиция приурочена к столетию со дня рождения художницы – одной из создательниц знаменитой росписи «Кобальтовая сетка», ставшей визитной карточкой Ленинградского фарфорового завода. На выставке представлено около 100 произведений фарфора из собрания ГРМ (47 из них были специально для выставки подарены Императорским фарфоровым заводом), а также фотографии и фарфор, принадлежащие семье художницы.
Заслуженный художник РСФСР С.Е. Яковлева родилась 15 августа 1910 года в деревне Капузово Новгородской губернии. В 1927 году она поступила на керамическое отделение Ленинградского художественно-промышленного техникума, которое закончила в 1931 году по специальности «художник-проектировщик». В 1931-1935 годах Яковлева занимала должность художника по разработке стандартов по стеклу и фарфору в тресте «Техстройстеклофарфор», а с 1935 по 1986 годы работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, где ею было создано около 40 форм сервизов и около 50 форм различных других предметов.
В предвоенный период С.Е. Яковлева создала для массового производства сервизы «Лотос» (1937) и «Прямой» (1940-1941). Разработанная в 1936 году форма «Тюльпан», получившая наибольшую известность в росписи «Кобальтовая сетка» (автор - А.А. Яцкевич, 1946), стала на многие десятилетия одной из самых популярных. Яковлевой принадлежит и создание первых в истории советского фарфора ваз, разработанных на основе древнекитайских образцов из коллекции Государственного Эрмитажа и получивших название «китайские». Эти вазы выпускаются до сих пор с росписями разных художников.
Наибольший отклик в творчестве Яковлевой находили скруглённые формы. Серафима Евгеньевна отмечала: «Сфера, округлость - это самая природная форма. Округла земля, солнце мы представляем себе в виде шара, все фрукты - это фигуры вращения. Всё, что связано с округлой формой, мне очень близко. Это какие-то природные ощущения».
В ряде предметов (графин в форме грозди винограда, 1939; маслёнка в форме яблока, 1949) Яковлева обращалась к наследию прошлого. По словам художника, в подобных произведениях она отталкивалась «от старой русской традиции, от придания фарфору природных, естественных форм».
После Великой Отечественной войны Серафима Евгеньевна занималась разработкой новых форм сервизов («Репка», 1947-1948; «Весенний», 1949; «Восточный», 1956; «Классическая», 1968), приборов для воды и туалетных приборов, отдельных предметов (ваз, кружек, бокалов, кубков, графинов, тарелок, штофов, кашпо). Многие из них сразу же были внедрены в массовое производство.
Произведения С.Е. Яковлевой экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках и неоднократно удостаивались дипломов и медалей. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за сервизы «Тюльпан», «Весенний» и «Восточный» художница была награждена золотой медалью и почётным дипломом, а в 1962 году её сервиз «Москва» получил серебряную медаль на Международной выставке керамики в Праге. Наследие Яковлевой, насчитывающее более 100 разнообразных форм, остаётся востребованным и по сей день, а многие художники ОАО «Императорский фарфоровый завод» продолжают исполнять росписи на разработанных ею формах «Тюльпан», «Весенняя», «Банкетная» и других.