Министерство культуры РФ. Государственная Третьяковская галерея. Издательская программа компании «Интеррос». БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА. MAUSOLEUM
Проект Третьяковской галереи и Издательской программы «Интерроса» посвящен двадцатипятилетнему юбилею Бумажной Архитектуры. Он включает в себя произведения "бумажных архитекторов", пополнившие собрание Третьяковской галереи в недавнее время. Инсталляция, спроектированная как монументальный картонный мавзолей, размещена внутри экспозиции искусства XX века – в зале спецпроектов Третьяковской галереи.
1 августа 1984 года в редакции журнала «Юность» на пл. Маяковского открылась первая выставка с названием «Бумажная архитектура», впоследствии вошедшим в словарь отечественного искусства. Это явление в советской архитектуре С.О.Хан-Магомедов считал по значимости третьим после конструктивизма 1920-х и неоклассицизма 1930-х. Появившись вместе с участием молодых архитекторов в международных конкурсах архитектурных идей как реакция на застой в советской архитектуре 1970-80-х годов, Бумажная Архитектура развилась в особый жанр современного изобразительного искусства, сочетающий черты архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики.
За короткое время с 1981 по 1987 год проекты Бумажной Архитектуры завоевали более 50 наград на международных конкурсах, преимущественно в Японии. Первые премии получали М.Белов, А.Бродский, И.Уткин, М.Филиппов, Ю.Аввакумов, Д.Буш, А.Хомяков, Д.Подъяпольский, М.Лабазов, А.Чельцов, Т.Кузембаев, Ю.Кузин и др. На волне перестройки выставки работ "бумажных архитекторов" прошли в галереях и музеях по всему миру; теперь их произведения есть не только в архитектурных музеях Москвы и Франкфурта, но и в музеях изобразительного искусства: в Третьяковской галерее, Русском музее, МОМА в Нью-Йорке, Виктории и Альберта в Лондоне. Таким образом, Бумажная Архитектура оказалась вписана в историю как русской архитектуры последней четверти ХХ века, так и современного изобразительного искусства.
Последняя сборная выставка "Бумажная Архитектура. Alma Mater", включавшая около 100 работ более чем 50 авторов, состоялась в 1992 году в Московском архитектурном институте.
Яркий, хотя и кратковременный успех Бумажной Архитектуры на международной сцене продемонстрировал одновременно и силу одаренных творческих личностей, и общую культурную инерцию, которую эти силы так и не сумели окончательно преодолеть.
Инсталляция в Третьяковской галерее выполнена в форме картонного мавзолея, напоминающего одновременно и о Вавилонском зиккурате, который пытались возвести без общего плана разноязыкие строители, и о памятнике Щусева на Красной площади, рядом с которым четверть века назад принимали в пионеры. Утопическая идея построить башню до небес в одной отдельно взятой стране оказалась сказкой, бумажная архитектура так и осталась на бумаге, ее пионеры работают теперь на земных московских стройках, а их заоблачные фантазии упокоены в музейных собраниях.
Куратор проекта – Юрий Аввакумов
Пресс-показ – 22 сентября в 13.30
Вернисаж – 22 сентября в 18.00
Экспозиция открыта с 23 сентября.
Третьяковская галерея на Крымском Валу, зал 38