Художники Инесса и Рашид Азбухановы более 20 лет посвятили возрождению древнего искусства резной иконы. В своем творчестве они ориентируются как на немногие уцелевшие древнерусские образа в дереве, так и на византийские образцы.
История резных икон в России претерпела немало превратностей. Традиция пришла из Византии с первыми паломниками в Святую Землю, которые привозили домой миниатюрные иконки, выточенные в перламутре или слоновой кости. Другой источник, доступный лишь избранным мастерам, – посольские дары, оседавшие в великокняжеской и царской казне. В северных широтах, как и в большинстве стран Западной Европы, образа по преимуществу вырезали из дерева. Однако в разные эпохи, например в XVI веке, на Руси вспыхивали споры, являются ли «истинно православными» такие иконы, особенно крупного размера; неоднократно резные иконы запрещались, в частности указом Петра I в 1722 году.
Создавая в технике рельефа иконы, а также резные аналои, иконостасы, прочие многочастные композиции для церковных интерьеров, Азбухановы работают на пересечении традиций христианской резной скульптуры и русской иконописи. Творческий дуэт выпускников скульптурного отделения Абрамцевского художественно-промышленного училища возник в 1986 году, их первая совместная композиция – «Св. Георгий Победоносец» (в нынешней экспозиции этот сюжет представлен в 5 разнообразных вариантах). Другая их излюбленная тема связана с образом Богородицы; в этом ряду на первое место художники ставят иконографический мотив «Умиление».
Важный творческий импульс Азбухановы получили в конце 1980-х благодаря процессу возрождения в России церквей и монастырей. В 1988 году для Спасо-Преображенского храма в Горьком (ныне Нижний Новгород) ими создан первый иконостас. Помимо икон и церковного убранства они выполняют светские композиции, предпочитая исторические сюжеты. Так, цикл рельефов к 850-летию Москвы «Княжеская охота» посвящен Юрию Долгорукому.
В составе тематических выставок произведения Азбухановых экспонировались в музеях и выставочных залах Москвы и Подмосковья, в ряде городов России, начиная с Дмитрова, где живут мастера (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль», 1989). Наиболее значимыми стали персональные выставки в Музеях Московского Кремля (2000), Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва, 2004), Латеранском дворце и Ватикане (Рим, 2004), Государственном музее истории религии (С.-Петербург, 2005).
Названная строкой из сонета Микеланджело Буонаротти выставка в Третьяковской галерее содержит более 70 работ, созданных с 1993 по 2009 годы. Прежде всего это объединенные в раздел «Линия света» полихромные и монохромные образа и иные произведения церковной пластики из музейных собраний и храмов Москвы, из собрания авторов и частных коллекций. Пространство выставочного зала в Толмачах позволило показать сложный процесс работы над иконостасом, который предназначен для Спасо-Влахернского монастыря пос. Деденево Дмитровского района. Около 30 графических эскизов для резных композиций включены в другой раздел экспозиции, вводящий зрителя в «мастерскую скульпторов», – «Стружка в форме завитка с запахом смолы».
Пресс-показ – 17 марта в 15.00
Вернисаж – 17 марта в 17.00
Выставочный зал в Толмачах, М.Толмачевский переулок, 6