Вероятно, Центральный музей железнодорожного транспорта следует считать старейшим научно-техническим музеем Петербурга. Его историю принято вести от образованного в 1813 году "особого зала" при молодом Корпусе инженеров путей сообщения. Первые экспонаты музея датируются тем же периодом. По легенде некоторые из первых моделей инженерных сооружений, поступивших в собрание, были исполнены первым же ректором Корпуса - А. А. Бетанкуром. Человеком, сегодня, в первую очередь, известного своим вкладом в строительство Исаакиевского собора и установку Александровской колонны (хотя его вклад в промышленность и транспортную индустрию России превосходен). Сейчас в коллекции музея есть 7 моделей созданных при жизни Бетанкура и, конечно, посетителям, да и сотрудникам музея, хотелось бы верить, что хотя бы одна из них вышла из его рук.
За без малого 200 лет своего существования музей вырос. Неоднократно менялись его структура и прописка. Пока в 1903 году он не переместился в специально построенное для него здание на Садовой улице, где музей проживает и по сей день.
Что же придя в музей сегодня, обнаружит заинтересованный взгляд посетителя? Например, многочисленные мастерски исполненные модели паровозов и их "потомков" тепловозов и электровозов. Среди наиболее запоминающихся модель первого русского паровоза (сами изобретатели, кстати, именовали его "пароходка", слово паровоз в русский язык пришло позднее). Сконструирован он был отцом и сыном Черепановыми в 1834 году на одном из нижнетагильских заводов Демидовых. При сравнении русской модели с европейским (то, есть английским, Туманный Альбион в ту пору обладал едва ли не монополией на производство железнодорожного оборудования) аналогом выясняется, что отечественный локомотив имел преимущество - реверс (в просторечии задний ход).
Модель первого пассажирского состава России курсировавшего по Царскосельской дороге. Рядом представлены первые железнодорожные билеты. Правда, со знакомыми бумажными, они имеют мало общего. В то время они были латунными и многоразовыми. Среди реликвий, связанных с первыми железнодорожными маршрутами России привлекает внимание скатерть. Такие получили первые пассажиры петербургско-московской дороги (открывшейся 1 ноября 1851 года). Интерес, главным образом, представляет рисунок на ее поверхности. Представляющий карту дороги, облик подвижного состава, маршрут следования и рельеф местности.
В окружении проектов и старинных изображений железнодорожной тематики, вслед за локомотивами, предстают модели мостов. Строительство которых не раз требовало от создателей отечественной железнодорожной сети решения сложнейших инженерных задач. Один из наиболее впечатляющих проектов - модель гигантского моста через Енисей. Некогда, наравне с Эйфелевой башней данный проект получил Гран-при и золотую медаль Всемирной Парижской выставки. А поскольку год назад мост прекратил свое существование музейная модель источник наиболее точных сведений об этом знаменитом сооружении.
Интересно изучить эволюцию условий, в которых пассажиры преодолевали километры железнодорожного пути. От первых вагонов, где, кажется, единственным удобством были медвежьи шкуры, исполнявшие роль обогревателя, до современных. Которые представлены уже не моделью, а фрагментом самого, что ни на есть настоящего вагона. Не менее радикальные изменения коснулись условий транспортировки грузов. Об особенности изменений, коснувшихся грузовых вагонов, также можно узнать, изучив представленный в музее модельный ряд подвижных составов.
Отдельная экспозиция рассказывает о работе железнодорожников в годы великой отечественной войны.
Из современных моделей запоминается специальный экскурсионный поезд - двухэтажный, на манер знаменитых лондонских автобусов. Более того, второй этаж, дабы пассажиры могли любоваться пролетающими за окном видами, практически полностью выполнен из прозрачного материала.
Помимо прошлого и настоящего российских железных дорог в музее можно заглянуть в их возможное будущее, изучив представленные модели поездов будущего.
(с) Музеи России