Третьяковская галерея на Крымском Валу продолжает представлять творчество художников второй половины XX века. Вслед за рядом регулярных выставок ведущих московских и ленинградских художников этого периода в залах Галереи открывается персональная выставка Фархада Халилова, народного художника Азербайджана, председателя Союза художников Азербайджана с 1987 года, представителя значительного круга современных мастеров, получивших образование в России и продолживших свою творческую деятельность за пределами нашей страны. Выставка организована совместно Государственной Третьяковской галереей и Международной конфедерацией союзов художников.
Фархад Курбан оглы Халилов (род. 1946) заявил о себе в конце 60-х - начале 70-х как о яркой и оригинальной индивидуальности уже на первых всесоюзных молодежных выставках и сразу привлек внимание художественной общественности и поклонников живописи. Он начал свое обучение в Азербайджанском государственном художественном училище им. А.Азим-заде (1961-1966), затем продолжил учебу в Москве, где посещал Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1966) и Московский полиграфический институт (1969-1975), в котором его работа была высоко оценена знаменитыми педагогами А.Д.Гончаровым и Б.М.Басовым.
Главным "университетом" в судьбе Халилова стала художественная жизнь неофициальной Москвы 1960-1970-х годов. Он быстро занял место в кругу талантливых молодых художников, таких как Т.Назаренко, Н.Нестерова, А.Ситников, много времени проводил среди художников-нонкоформистов, посещал квартирные выставки, общался с И.Кабаковым, О.Целковым, Ю.Купером, Е.Чубаровым, Г.Басыровым, искусствоведами С.Ямщиковым, Ю.Колпинским и многими другими. Халилов был своим в той особенной богемно-художественной среде, в которой не только горячо обсуждали новинки современного западного искусства и произведения русского авангарда, недоступные в то время для публики, но и создавали собственные работы. Он свободно ориентировался в пространстве мировой культуры и, вместе с тем, не обрывал связь с национальной традицией. После возвращения на родину его избрали председателем Союза художников Азербайджана. Москва по сегодняшний день остается любимым городом художника, местом не только дружеского общения, но и источником вдохновения.
Главные мотивы пейзажей Халилова - море и виды Апшерона: Загульба, Бузовны, Горадиль, Нардаран, Маштага. Для его произведений характерна обобщенная трактовка цвета и пространства, отсутствие повествовательности. Работы близки абстрактному минимализму, изображаемое зачастую сведено к знаку, образно и поэтически выражающему впечатление от природы юга. Жанр, в котором работает художник, можно охарактеризовать как символический пейзаж. Творчество Халилова является сплавом русской и европейской живописной традиции и восточной культуры.
На ретроспективной выставке, представляющей более чем 30-летний период творчества Фархада Халилова, демонстрируется около 80 экспонатов. Это живописные полотна из циклов "Встреча" (1983-2007), "Воспоминание" (2003-2006), "Узоры земли" (1999-2006), листы из графических серий "Весна 1984 года" (1984), "Поздние вечера" (1984), отдельные произведения 1970-1980-х годов и последних лет. В экспозицию включены работы из собраний Министерства культуры республики Азербайджан, посольства республики Азербайджан в Москве, Международной конфедерации союзов художников, частных коллекций, а также находящиеся в авторской собственности.