Третьяковская галерея представляет проект, посвященный творчеству ленинградских художников второй половины XX века. Вслед за рядом регулярными выставок ведущих московских художников этого периода в залах Галереи одновременно открываются две персональные выставки ярких представителей ленинградской живописи 1960-1980-х годов - Завена Аршакуни и Германа Егошина. Творческие ретроспективы приурочены к 75-летию, которое недавно отметил каждый из мастеров. Вдохновители и активные участники группы "11", Аршакуни и Егошин во многом определяли состояние художественной жизни северной столицы второй половины прошлого века.
Творческие биографии художников во многом схожи. Оба - уроженцы Ленинграда, окончили Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Получив академическое художественное образование, с первых самостоятельных шагов в искусстве живописцы привлекли внимание зрителей и критиков отходом от академической (псевдореалистической) традиции, разрушением сложившихся стереотипов. Мастера двигались каждый в своем направлении: З. Аршакуни, с присущим ему открытым и праздничным видением мира, всегда искал вдохновения в наивном искусстве; Г.Егошин близок к последователям "русского сезаннизма" в понимании цвета, композиционных формул, концепции пространства, "вещности" природы.
Эволюция живописи Егошина и Аршакуни связана и с общим развитием отечественного искусства второй половины прошлого века, и, прежде всего, с творчеством друзей и коллег по группе "11", заявившей о себе в ноябре 1972 года нашумевшей выставкой на Охте. Идея объединения единомышленников, противостоящих официальному искусству, зародилась в начале 1960-х (в 1962 году большой ажиотаж в Ленинграде вызвала выставка "великолепной восьмерки" москвичей: Н. Егоршиной, Н. Андронова, братьев Никоновых, М. Иванова, В. Вейсберга, Б. Биргера, К. Мордовина). Художники В. Ватенин, З. Аршакуни и Г. Егошин взяли на себя инициативу формирования группы. За 10 лет сложился ансамбль ярких творческих индивидуальностей, которые, ощущая драму переживаемой исторической эпохи, не превращали, однако, свое творчество в средство политического противостояния. Их сопротивление выражалось в отрицании академически-салонного благополучия, используемые аргументы были исключительно живописного, формального, характера. Сохраняя предметность и изобразительность языка в противовес "антинародному" абстракционизму, художники использовали предмет в "неофициальной", необщепринятой ипостаси. Он к чему-то отсылал, являлся представителем каких-то масштабных категорий. И смысл рождаемых картиной метафор не исчерпывался каким-либо однозначным прочтением.
Искусство художников привлекает и сегодня: суверенностью поэтического мира каждого из них, тихой оппозиционностью по отношению к культу моды и играм массовой культуры, умением открывать емкое содержание в самой живописи. На выставке З.Аршакуни представлено около 70 полотен, на выставке Г.Егошина - около 80 произведений (среди которых 10 акварелей) из фондов Третьяковской галереи, Русского музея, собраний художников и частных коллекций.