9 ноября 2007 года в Эрмитаже открывается тринадцатая выставка из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". Настоящая экспозиция знакомит зрителя с картиной Жана-Батиста Симеона Шардена "Карточный домик", которая более полутора столетий находилась в собрании Эрмитажа, а в 1931 году вместе с двумя десятками других шедевров из нашего музея была приобретена американским коллекционером Эндрю Меллоном и в настоящее время в составе его коллекций входит в Национальную галерею искусств, Вашингтон.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779) прославился, прежде всего, как непревзойденный мастер строгих и скромных натюрмортов и блистательный колорист. Однако, он не менее известен и как жанровый художник. Всю жизнь безвыездно проживший в Париже, склонный к тихому семейному существованию, Шарден с теплотой выражал в живописных композициях уютные домашние заботы третьего сословия.
Тихий и спокойный мир простых домашних предметов и незатейливых повседневных занятий, очищенный от суетной пестроты мелочей, остановленный в движении и помещенный Шарденом в безвременное закрытое пространство, приобрел под его кистью поистине эпическое величие. Оставленные на каминной полке кувшин с водой, пара луковиц и недокуренная трубка, забытые на кухонном столе кастрюли, глиняный горшок и нарезанное для рагу мясо или кухарка, чистящая репу и подросток, самозабвенно выдувающий в соломинку мыльный пузырь - на всем лежит отпечаток вечности...
Отдельное место в искусстве Шардена занимал детский жанр. Художник неоднократно повторял и варьировал свои композиции, но наибольшее количество вариантов, пожалуй, имеет только сюжет строительства карточного замка. Исследователи выделяют четыре основных варианта: композиция горизонтального формата, известная по гравюре П. Фийоля; вариант из Лувра; картина из вашингтонской Национальной галереи искусств; и, наконец, вариант из лондонской Национальной галереи, изображающий сына парижского торговца и друга Шардена Ле Нуара.
Специалисты склонны утверждать, что именно вариант из Вашингтона был выставлен Шарденом вместе с еще семью жанровыми картинами на выставке Салона в 1737 году. Экспонировался "Карточный домик" вместе с другим сюжетом, более не встречавшемся в творчестве мастера - "Девочка с воланом", в паре с которым они просуществовали более столетия. После выставки картины пропадают из поля зрения исследователей, и в первой половине XVIII века они не упоминаются ни в одной парижской коллекции. Обстоятельства и время приобретения этих полотен следующим известным нам владельцем, Генрихом Брюлем (1700-1763), неизвестны.
После смерти Брюля, его художественное собрание целиком было приобретено императрицей Екатериной II. В 1774 году две картины Шардена вошли в первый печатный каталог императорской картинной галереи с трогательной оценкой их качества: "№ 407 Юная девочка, играющая с воланом. Вещь очень милая наивностью фигуры. № 408 Юный мальчик, строящий карточные домики. Эта вещь из самых очаровательных своей правдивостью".
В 1849 году в связи с работами по организации в Императорском Эрмитаже публичного музея, по приказу Николая I был предпринят осмотр и разделение на категории четырех с половиной тысяч полотен, накопившихся к этому моменту в Картинной галерее. Тысяча двести девятнадцать произведений в 1854 году было назначено для продажи на аукционе. Среди них оказался ряд поистине ценных работ, в том числе две картины Шардена - "Девочка с воланом" и "Натюрморт с атрибутами искусств" (последний возвратился в Эрмитаж в 1926 году). "Девочка" еще двадцать лет оставалась в русском частном собрании, после чего покинула Россию навсегда. В 1905 году она водворилась в парижской коллекции своих последних владельцев - баронов Ротшильдов.
Эрмитажная история "Карточного домика" хоть и оказалась на шестьдесят лет длиннее, чем у "Девочки с воланом", однако, также пришла к своему печальному завершению. В 1930 году начались переговоры между отделением Наркомата Внешней торговли "Антиквариат" и фирмой Нодлера, закупавшей картины в частности для министра финансов США Эндрю Меллона. 20 марта 1931 года пришел приказ незамедлительно передать картину Шардена "Карточный домик" в "Антиквариат". Он был исполнен действительно "немедленно" - через три дня, 23 марта. Так вместе с двумя десятками шедевров из Эрмитажа она стала украшением коллекции Эндрю Меллона, а с образованием в 1937 году Национальной галереи искусств в Вашингтоне, стала экспонироваться в ее стенах. Выставка картины "Карточный домик" Жана-Батиста Симеона Шардена - шестая по счету из собрания Национальной галереи искусств, Вашингтон.
Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен иллюстрированный буклет, автор текста - куратор выставки, Е.В. Дерябина, старший научный сотрудник Отдела истории западноевропейского изобразительного искусства.