В Государственном Эрмитаже открыта выставка, посвященная восточным сюжетам в тематике раннего мейсенского фарфора (1710-1745).
85 экспонатов из богатейшей коллекции мейсенского фарфора Государственного Эрмитажа иллюстрируют интерес мира Запада к далекому и притягательному Востоку.
В каждую историческую эпоху европейская культура создавала свой неповторимый образ Востока. В XVII-XVIII веках серьезный интерес к Китаю, возникший благодаря ученым-иезуитам, послужил основой для создания мифа Поднебесной империи, и шире - Востока как культурной целостности.
Открытие в Саксонии в 1710 году состава так называемого "твердого" фарфора, основным ингредиентом которого была белая тугоплавкая глина - каолин, трактовалось на Западе как разгадка одной из сокровенных тайн Востока. Ведь фарфор, этот ни на что другое не похожий керамический материал, родиной которого был Китай, казался европейцам овеществленным символом управления гармонией четырех элементов мироздания (Земля, Вода, Воздух и Огонь). Неслучайно славу открытия формулы саксонского фарфора делят работавшие совместно ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651-1708) и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719).
Первая в Европе фарфоровая мануфактура была основана в Дрездене 23 января 1710 года. Декрет о ее учреждении подписал саксонский курфюрст Фридрих Август I (он же с 1697 года - польский король Август II, которого с этого времени называют Августом Сильным). В июне того же года предприятие было переведено в Мейсен в замок Альбрехтсбург. Ранним, по традиции, считается мейсенский фарфор с 1710 до 1745 года - года оккупации Мейсена войсками Фридриха II Прусского в ходе второй Силезской войны.
В первой половине XVIII века основным направлением творческих исканий мастеров Мейсенской фарфоровой мануфактуры было создание своего индивидуального видения восточной культуры. Конечно, главная роль при этом оставалась за самими интерпретаторами, поэтому тема Запада неизменно присутствовала; иногда незримо, иногда вполне наглядно. Попытка обозначить границы этого присутствия, определила состав выставки.
Наиболее ранняя группа представленных изделий - произведения из бёттгеровской коричневой каменной массы. Эта керамический состав был первым из европейских открытий в области технологии керамических материалов, сравнимым с восточными аналогами.
В 1720-1730-х годах мейсенский фарфор часто расписывался золотом или серебром далеко за пределами Саксонии, в Аугсбурге. Хаузмалеры (независимые живописцы) Аугсбурга дали жизнь своеобразному жанру живописи по фарфору, получившему название "золотые китайцы". "Золотые китайцы" аугсбургских мастеров стали заметным вкладом в сокровищницу европейского стиля "шинуазри". В XVII столетии мода "на все китайское" развивалась в рамках стиля барокко, в XVIII веке - рококо.
Третий раздел экспозиции составили яркие полихромные изделия, расписанные на самой мануфактуре, в ее живописной мастерской, которой руководил Иоганн Грегориус Хёролдт (1696-1775). Многие мастера студии обладали выраженным индивидуальным стилем. Сам Хёролдт сочетал виртуозность художника-графика с почти импрессионистичной живописностью. Иоганна Эренфрида Штадлера (1701-1741) отличала едва ли не авангардистская трактовка формы и экспрессивная декоративность. Композиции Филиппа Эрнеста Шиндлера Старшего (1695-1765) привлекали развернутой сюжетной линией и сюрреалистически выписанными деталями. Адам Фридрих фон Лёвенфинк (1714-1754) был знаменит тем, что с легкостью комбинировал европейские и дальневосточные пейзажные мотивы, не задумываясь, помещал рядом экзотических китайцев и европейских торговцев и выдумывал удивительных сказочных животных. Кристиан Фридрих Херолд (около 1700-1779), который начинал работать в стиле "шинуазри", стал затем специализироваться на "сценах в гаванях". Эти композиции, исполненные романтики дальних путешествий, являлись неотъемлемым элементом представлений о Востоке.
На выставке показаны произведения, демонстрирующие широкий спектр интерпретации саксонскими мастерами образцов китайского и японского фарфора: от прямого подражания заморским оригиналам до свободных фантазий на восточную тему.
К выставке выпущен цветной иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2007). Куратор выставки - Л.В. Ляхова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.