НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Мир Запада и миф Востока" в Эрмитаже

16 октября 2007Санкт-Петербург
Мир Запада и миф Востока в Эрмитаже
Мир Запада и миф Востока в Эрмитаже
Мир Запада и миф Востока в Эрмитаже
В Государственном Эрмитаже открыта выставка, посвященная восточным сюжетам в тематике раннего мейсенского фарфора (1710-1745).

85 экспонатов из богатейшей коллекции мейсенского фарфора Государственного Эрмитажа иллюстрируют интерес мира Запада к далекому и притягательному Востоку.

В каждую историческую эпоху европейская культура создавала свой неповторимый образ Востока. В XVII-XVIII веках серьезный интерес к Китаю, возникший благодаря ученым-иезуитам, послужил основой для создания мифа Поднебесной империи, и шире - Востока как культурной целостности.

Открытие в Саксонии в 1710 году состава так называемого "твердого" фарфора, основным ингредиентом которого была белая тугоплавкая глина - каолин, трактовалось на Западе как разгадка одной из сокровенных тайн Востока. Ведь фарфор, этот ни на что другое не похожий керамический материал, родиной которого был Китай, казался европейцам овеществленным символом управления гармонией четырех элементов мироздания (Земля, Вода, Воздух и Огонь). Неслучайно славу открытия формулы саксонского фарфора делят работавшие совместно ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651-1708) и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719).

Первая в Европе фарфоровая мануфактура была основана в Дрездене 23 января 1710 года. Декрет о ее учреждении подписал саксонский курфюрст Фридрих Август I (он же с 1697 года - польский король Август II, которого с этого времени называют Августом Сильным). В июне того же года предприятие было переведено в Мейсен в замок Альбрехтсбург. Ранним, по традиции, считается мейсенский фарфор с 1710 до 1745 года - года оккупации Мейсена войсками Фридриха II Прусского в ходе второй Силезской войны.

В первой половине XVIII века основным направлением творческих исканий мастеров Мейсенской фарфоровой мануфактуры было создание своего индивидуального видения восточной культуры. Конечно, главная роль при этом оставалась за самими интерпретаторами, поэтому тема Запада неизменно присутствовала; иногда незримо, иногда вполне наглядно. Попытка обозначить границы этого присутствия, определила состав выставки.

Наиболее ранняя группа представленных изделий - произведения из бёттгеровской коричневой каменной массы. Эта керамический состав был первым из европейских открытий в области технологии керамических материалов, сравнимым с восточными аналогами.

В 1720-1730-х годах мейсенский фарфор часто расписывался золотом или серебром далеко за пределами Саксонии, в Аугсбурге. Хаузмалеры (независимые живописцы) Аугсбурга дали жизнь своеобразному жанру живописи по фарфору, получившему название "золотые китайцы". "Золотые китайцы" аугсбургских мастеров стали заметным вкладом в сокровищницу европейского стиля "шинуазри". В XVII столетии мода "на все китайское" развивалась в рамках стиля барокко, в XVIII веке - рококо.

Третий раздел экспозиции составили яркие полихромные изделия, расписанные на самой мануфактуре, в ее живописной мастерской, которой руководил Иоганн Грегориус Хёролдт (1696-1775). Многие мастера студии обладали выраженным индивидуальным стилем. Сам Хёролдт сочетал виртуозность художника-графика с почти импрессионистичной живописностью. Иоганна Эренфрида Штадлера (1701-1741) отличала едва ли не авангардистская трактовка формы и экспрессивная декоративность. Композиции Филиппа Эрнеста Шиндлера Старшего (1695-1765) привлекали развернутой сюжетной линией и сюрреалистически выписанными деталями. Адам Фридрих фон Лёвенфинк (1714-1754) был знаменит тем, что с легкостью комбинировал европейские и дальневосточные пейзажные мотивы, не задумываясь, помещал рядом экзотических китайцев и европейских торговцев и выдумывал удивительных сказочных животных. Кристиан Фридрих Херолд (около 1700-1779), который начинал работать в стиле "шинуазри", стал затем специализироваться на "сценах в гаванях". Эти композиции, исполненные романтики дальних путешествий, являлись неотъемлемым элементом представлений о Востоке.

На выставке показаны произведения, демонстрирующие широкий спектр интерпретации саксонскими мастерами образцов китайского и японского фарфора: от прямого подражания заморским оригиналам до свободных фантазий на восточную тему.

К выставке выпущен цветной иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2007). Куратор выставки - Л.В. Ляхова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N32385
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru