Юбилейная выставка выдающегося русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) - один из самых ярких и масштабных проектов Третьяковской галереи последних лет. После выставки произведений художника, прошедшей в Галерее в 1948 году, она впервые предельно полно и во всем разнообразии представляет наследие знаменитого мастера - не только великолепного живописца, но и блестящего рисовальщика, гравера.
В состав выставки вошло свыше 200 произведений. Самый крупный выставочный зал Третьяковской галереи на Крымском Валу вместил почти все полотна Шишкина из постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке (свыше 40 экспонатов) и более 100 рисунков и произведений печатной графики из фондов ГТГ. Их дополнили 39 живописных работ из Русского музея, а также 33 первоклассных полотна из более 20 музейных и частных собраний России и зарубежных стран (Украины, Белоруссии и др.). Открытиями для широкого зрителя станут не характерные для художника зимние и морские пейзажи, а также редкое по мастерству колористического решения полотно "Пески" (1887) из Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске.
Широкая известность произведений Ивана Шишкина, всенародно любимого художника, с течением лет не лучшим образом повлияла на восприятие его творчества. Репродукции его работ тиражировались в открытках, календарях, настенных ковриках, конфетных обертках. Естественность и открытость зрителю искусства Шишкина, "доступность" художественного языка стали восприниматься как банальность. Одной из задач проекта стало намерение преодолеть клишированный подход к творчеству живописца, снять "глянец" с его работ и одновременно изменить снисходительное отношение к кажущейся простоте его художественного высказывания. Выставка предоставит возможность по-новому взглянуть на хрестоматийно известные произведения Шишкина и открыть широкому зрителю незнакомые стороны его творчества.
Стремление показать "живого" художника, живописца-исследователя, путешественника, уже современниками признанного лучшим мастером рисунка и офорта в России второй половины XIX века, обусловило новый подход к формированию монографической экспозиции. Впервые центром подобного проекта стал рисунок, своеобразная "творческая кухня" Шишкина, и печатная графика. "Рабочий" материал художника чрезвычайно ценился как современниками, так и самим художником. Свою первую персональную выставку в залах Императорской Академии художеств в 1881 году он составил из этюдов, рисунков, цинкографий и литографий.
Вокруг графического материала, как композиционного стержня выставки, расположены отдельные экспозиционные зоны. В них в хронологической последовательности представлены знаменитые полотна художника: "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869), "Рожь" (1878), "Сосны, освещенные солнцем" (1886), "Утро в сосновом лесу" (1889) - все ГТГ; "Среди долины ровныя…" (1883, КМРИ), "На севере диком…" (1891, КМРИ), "Корабельная роща" (1898, ГРМ), сопровождаемые большим количеством этюдного материала.
Выставка дает возможность оценить своеобразие творческого метода И.Шишкина, когда безукоризненное техническое ремесло мастера переходит в высочайшее качество его произведений. Этапы творчества Шишкина с 1860-х до 1890-х годов отражают эволюцию изобразительного языка художника от романтизма ранних пейзажей к натурализму и объективизму, а в позднем периоде - к пленерным поискам, к передаче световоздушной среды.
В крупноразмерных полотнах Шишкина, демонстрирующих панорамно-развернутые виды, господствуют мастерский рисунок и тщательная светотеневая проработка изображения. Художника интересует не преходящее состояние природы, а ее сущностное и эпическое начало. Для него главное в природе - постоянное и неизменное. Потому излюбленным временем года в его произведениях выступает разгар лета, а доминантой растительного мира - вечнозеленые хвойные деревья. Шишкин возвышает, героизирует русский пейзаж, олицетворяющий, по его мнению, понятие Родины. По словам знаменитого критика Стасова, природа у Шишкина предназначена для богатырского народа. Будучи одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, он утверждал пейзаж как важную сферу искусства передвижников и русской реалистической живописи в целом.
Cообщаем о возобновлении проекта "Четверги допоздна"! Это значит, что с 8 ноября выставка "И.И.Шишкин. К 175-летию со дня рождения" по четвергам будет работать до 22.00 часов (кассы до 21.00)
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N32562