Профессиональная стажировка победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в Великобритании - совместная программа Благотворительного фонда В.Потанина и Британского совета в России продолжается.
10 июля. Мы были исторгнуты автобусом перед решеткой и мощным порталом Британского музея.
Встреча с музеем началась с теории. Анна Дюкс из отдела по работе с экспозициями рассказала, что в Британском музее есть такая функция - интерпретатор. Это человек, который помогает донести до публики смысл, message выставки или постоянной экспозиции. На основе изучения аудитории они помогают в построении или переустройстве экспозиций. В Британском музее эти интерпретаторы принимают участие в создании экспозиции вместе с дизайнерами и специалистами-кураторами по определенному периоду. Интерпретаторов в шутку называют "адвокатами публики" - люди, цель которых сделать выставку понятной и удобной для просмотра зрителем. Иногда этого очень не хватает в наших музеях, часть экспозиций которых делается специалистами для себя, а часть - просто "для красоты". А ведь легкость считывания зрителями информации в сочетании с запоминающимися зрительными образами и дружелюбием персонала привлекает музею новую аудиторию и делает его комфортным и популярным местом.
Крайне полезным было и выступление Маргарет О'Брайен, которая рассказала нам о непрерывном образовании, т.е. об образовательных программах Британского музея, рассчитанных на взрослую, а иногда даже пожилую аудиторию. Есть в Британии такое понятие - Университет третьего возраста. Построен он по принципу Ланкастерских школ. Это значит, что люди, многие из которых уже на пенсии, учатся и преподают одновременно. Просто, эффективно и не затратно.
Еще речь шла о программе "Hands on", то есть в вольном переводе "Трогать руками" - основанной на том, что всем людям вне зависимости от возраста хочется потрогать предметы, в том числе и музейные. Это дает потрясающую эмоциональную отдачу. Все это мы ощутили в полной мере, когда колесили по разным музеям. Интерактивные части есть практически в каждой экспозиции, причем это совершенно необязательно дорогие мультимедиа. Иногда это просто копии предметов. Которые можно потрогать, иногда ситуации, которые ты должен прожить. Все мы радовались как дети, когда можно было переодеться, что-то покрутить, построить и т.д.
После всех презентаций осталось катастрофически мало времени на сам музей. Многие, правда, вернулись в него позже, когда мы снова приехали в Лондон. Ричард Уофф показал нам несколько экспонатов - знаменитый Розеттский камень, по которому были расшифрованы египетские иероглифы (его было невозможно рассмотреть вблизи, так много было желающих), мраморы Парфенона. Рядом с этой галереей подлинных мраморов небольшое пространство, которое нас поразило. В нем копии этих мраморов, которые можно потрогать руками ("Hands on"), ощутив не только их форму, но, с помощью схем (как бы такого "вида сверху") понять пространственную структуру этих рельефов. Тут же рядом - небольшая модель Парфенона, которую тоже можно потрогать, и мультимедийная программа, рассказывающая о том, как Парфенон строился и как он выглядел. Напоследок нам была показана самая старая галерея Британского музея, примыкающая к Большому двору с востока. Там выставлены книги и разные предметы, происходящие из коллекции Ханса Слоуна. Кстати, это собрание могло бы стать частью Лувра или Эрмитажа. Его хозяин проявил тонкое знание психологии и пообещал, что если денег на покупку его коллекции не будет у Британии, он продаст ее французам или русским. Национальная гордость возобладала над соображениями экономии. Последним впечатлением была выставка "Живя и умирая", в которой соединились предметы из коллекции музея и современная инсталляция, собранная из фотографий, рецептов и таблеток, которые люди принимают на протяжении своей жизни. Выставка очень трогательная и опять же задевающая эмоциональные струны в каждом человеке, работающая не только с его знанием или зрительным восприятием. Это один их важнейших уроков, который мы вынесли из посещения вообще английских музеев, и Британского музея в частности.
Наталья Толстая, ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи, проект "Фрески Александра Иванова". Мультимедиа инсталляция, номинация "Технологии музейной экспозиции".
Продолжение путешествия см. http://www.museum.ru/N32337