Выставочный зал Успенской звонницы: "Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа".
В Музеях Московского Кремля при поддержке Финансовой Корпорации "УРАЛСИБ" открывается уникальная выставка из собрания Государственного Эрмитажа. Экспозиция под названием "Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа" посвящена самому знаменитому из отечественных предприятий, которое по праву считается гордостью России. Основанный в 1744 году, Императорский фарфоровый завод всегда являлся средоточием лучших художественных сил, законодателем стиля и крупным экспериментальным центром.
На выставке представлено более 300 экспонатов, каждый из которых является шедевром. Ретроспектива охватывает период существования завода с момента его открытия до 1917 года, когда мануфактура работала непосредственно по императорским заказам. Изделия предназначались для высочайших подарков, для дворцовых интерьеров, для торжественных праздничных застолий и для украшения повседневной жизни. Они должны были свидетельствовать как о высоком вкусе своего заказчика, о роскоши императорского двора, так и об исключительном уровне развития промышленности и технологии.
В недолгое правление императора Павла I были созданы произведения элегантные и, в то же время, очень личные. Например, чернильный прибор выразил самодержавные амбиции государя, а небольшие чайные предметы отражают общие сентиментальные настроения, свойственные концу XVIII века.
Стиль "ампир" представлен уникальными экспонатами, которые являются настоящими вехами развития русского фарфора. Императорский фарфоровый завод в этот период много работает с масштабными скульптурными композициями и деталями. Монументальные антикизированные вазы, включая и знаменитую вазу "Сплетницы", ярко демонстрируют техническое совершенство русского фарфора, позволявшее создавать сложные пластические композиции.
Война 1812 года нашла свой отклик и в искусстве фарфора. Портреты императорской четы, выдающихся военных деятелей России и государств Тройственного союза были в этот период невероятно популярны на чашках и сервизах. Возросшие патриотические чувства отразились в изображении народных типов, национальных костюмов, бытовых народных сцен.
Эпоху правления императора Николая I можно было бы назвать самым помпезным периодом в истории отечественного фарфора. Высочайшего художественного уровня достигают живописные работы. Техническое развитие позволяет выполнять крупные вещи, необычайно сложные в изготовлении и обжиге. Нарядные интерьерные вазы-кратеры с изображением дворцовых гренадер являются блестящим тому примером. Вторая четверть XIX века - время зарождения исторического стиля. Фарфор, чутко отзывающийся на малейшие художественные изменения, как в зеркале отражает формы и орнаменты древнерусского искусства (сервиз великого князя Константина Николаевича), витражные окна готических соборов (сервиз дворца "Коттедж", Готический сервиз), античные мотивы - наследие ампира. Одновременно с историческими реминисценциями, стиль "бидермайер" создает уютные, нарядные вещи, позволяющие чувствовать комфорт - немного забавные, "игровые" (подставка для сигар "Слон", шкатулка для чая).
Конец XIX - начало XX века стали временем сложных технологических проб. В поисках новой выразительности Императорский фарфоровый завод много экспериментирует с цветными и кристаллическими глазурями, сложными и непредсказуемыми в исполнении, добиваясь необыкновенного трехмерного эффекта. Особым направлением становится работа в технике подглазурной росписи. Этот жанр, привнесенный из Дании, с родины императрицы Марии Федоровны, стал необыкновенно популярен.