Выставка "Яблочный Спас" посвящена творчеству замечательного русского художника Евгения Ивановича Антонова (1930-1998). Название выставки связано с кругом как живописных, так и графических работ мастера, в которых он передает свое видение щедрой на яркие краски и ароматы, напоенной солнцем августовской поры. Церковные праздники последнего месяца лета, носящие в народе названия Спас медовый, Спас яблочный, Спас хлебный, всегда занимали в жизни наших предков особое место. Сбор урожая воспринимался всеми как праздник, как награда за старание и заботу, с которыми крестьянин работал в поле, в саду, на пасеке, за терпение и тревогу, с которыми он наблюдал за созреванием плодов. Одновременно, праздник - это то, что обеспечивает связь поколений, то, что объединяет семью, ведь только в кругу своих родных человек обретает подлинную полноту жизни. Неслучайно поэтому на выставке мы видим портреты отца, бабушки художника, его близких. Антонов в своих произведениях сумел передать главное настроение урожайной поры - благодарность и восхищение силой и красотой природы. В работах Антонова природа - это произведение великого Замысла, в котором человек играет свою важную роль - не разрушителя, а исследователя, благодарного ученика.
Евгений Иванович Антонов родился 1 января 1930 г. в Москве. В 1948 г. он окончил художественно-реставрационное училище, в 1955г. - Московский государственный художественный институт им.В.И.Сурикова (мастерская П.Соколова-Скаля и В.Цыплакова) с отличием. К сожалению, по окончании учебы Антонову не давали возможности часто экспонировать свои произведения, поэтому только гости его мастерской в Химках да зрители редких выставок могли по достоинству оценить его незаурядный талант живописца и графика.
На выставке представлены произведения разных жанров - пейзажи, натюрморты, портреты, композиции, проникнутые глубоким символическим смыслом ("Мать и дитя"). На картинах и акварелях Антонова зритель, возможно, увидит родные ему уголки, образы детства, вспомнит аромат антоновских яблок, ставших, "с легкой руки" А.Чехова, своего рода, символом русской природы. Собранные в своем саду в деревне Титово букеты с лилиями и пионами, мальвами и георгинами - это подлинные портреты цветов, оживленные вдохновением художника.
В дневниках Антонова часто встречается метафора картины-песни. "На этюдах я просто пою вместе с Природой", - писал он. В какой бы технике ни работал мастер, все его произведения проникнуты любовью к родной земле - чувством порой радостным, порой горьким, и всегда - по-есенински щемящим.