1 августа 2007 года в Государственном историческом музее откроется выставка "Железные дороги России. Великий путь", посвященная 170-летию железнодорожной отрасли страны. Выставочный проект организован ЗАО "Компания ТрансТелеКом" при поддержке ОАО "Российские железные дороги".
Посетителям впервые будет представлена уникальная экспозиция из коллекций крупнейших федеральных музеев, архивов и других хранилищ культурных ценностей, освещающая роль железных дорог в истории Российского государства. Гости выставки не только познакомятся со свидетельствами экономического и транспортного развития страны с 18 века и до наших дней, но и смогут почувствовать себя сопричастными великой истории великого народа. По замыслу авторов, экспозиция представит зрителям путь, проложенный миллионами мужественных людей, несколькими непохожими поколениями, тысячами самоотверженных героев. Путь, который неразрывно связан с историей становления железных дорог России.
Художественное решение выставки воспроизводит особую атмосферу жизни вокзала с его сутолокой и многоголосием пассажиров, шумом прибывающих и отбывающих поездов. Здесь собрано все - и расписания движения первых поездов, и первые железнодорожные билеты, и исторические костюмы железнодорожников, и станционные колокола, часы, фонари. Каждый экспонат, каждый звук настраивают посетителя на тот самый момент, когда прощальную суету прерывает гудок машиниста, состав трогается и "пассажирам" предлагается увлекательное путешествие - путешествие по истории железных дорог России.
Экскурсия начинается с момента появления в России первой железной дороги общего пользования между Петербургом и Царским Селом. На своем почти двухвековом пути по бескрайним просторам нашей страны "поезд времени" делает "остановки", где его "пассажиры" знакомятся с историческими свидетельствами становления основных железнодорожных магистралей - Царскосельской, Николаевской, Транссибирской, Туркестано-Сибирской и др. Завершается путешествие во времени обзором перспектив современного железнодорожного транспорта.
Уникальными экспонатами выставки являются картографические материалы, среди которых - карты направления Санкт-Петербургской железной дороги, принадлежавшие Николаю I. Выставляемые впервые акварели и технические рисунки с изображением станционных построек, инженерных сооружений и подвижного состава из отчета Министерства путей сообщения за 1888 год дают представление о сложности решаемых в то время научно-технических задач.
Модели поездов - от самых первых и до современных, представляют все историческое многообразие подвижного состава. Здесь и желто-синие вагоны-"экипажи" оригинальной модели первого российского железнодорожного состава: "кареты", "линейки", "дилижансы", и макеты новейших локомотивов и комфортабельных высокоскоростных поездов, которые в ближайшем будущем появятся на железных дорогах России. Дополняют "модельный ряд" фотографии вагона-церкви, построенного в 1896 году на Путиловском заводе в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны и имевшего "прямым своим назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях Сибирской ж. д., расположенных вдали от селений".
Большое внимание авторы выставки уделили важной роли железных дорог в военное время. В экспозицию включены исторические свидетельства героизма и самоотверженности российских железнодорожников в годы Русско-Турецкой, Русско-Японской и Первой мировой войны. Макет санитарного вагона, предметы быта и архивные документы воспроизводят военную атмосферу Великой Отечественной.
История последней четверти прошлого века воспроизведена в разделе "БАМ". Здесь отражены важнейшие этапы строительства знаменитой магистрали: начало строительных работ, укладка "Золотого звена" главного хода железной дороги и открытие самого длинного в России Северо-Муйского тоннеля протяженностью 15 км 343 м, не имеющего аналогов по сложности проходки.