Пушкинский Заповедник представляет выставочный проект, посвящённый 200-летию создания драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов». Над этим произведением поэт работал с ноября – декабря 1824 по 7 ноября 1825 года в Михайловском. Этот труд стал для него настоящим переворотом в постижении нового жанра, итогом глубоких размышлений, воплощением нового и зрелого этапа в творчестве.
В центре сюжета – правление царя Бориса Годунова, сопровождавшееся нарастающим недовольством народа и внутренней смутой, ключевым событием которой становится появление Лжедмитрия I, самозванца, выдавшего себя за чудом спасшегося сына Ивана Грозного.
«Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые! Умел ли ими воспользоваться – не знаю, – по крайней мере труды мои были ревностны и добросовестны» – писал Александр Сергеевич.
Поэт предполагал назвать свою трагедию по образу и подобию древней повести или летописи: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче». Упоминая Воронич, автор отмечает ту огромную роль, которую сыграли эти места на псковской земле не только во время его работы над «Борисом Годуновым», но и во всём творчестве Александра Сергеевича. Однако шекспировский принцип исторических хроник, озаглавленных именем государя, но повествующих о событиях его царствования, победил попытку стилизации. При первом издании драмы в 1830 году она получила название «Борис Годунов».
Трагедия вдохновила множество художников на создание уникальных иллюстраций. Являясь прекрасным визуальным дополнением, они помогают нам лучше воспринять содержание произведения, делая его более доступным и запоминающимся. Выполненные различными авторами в разных стилях – от классических до современных интерпретаций – они передают атмосферу времени, выразительность персонажей и ключевые моменты сюжета, позволяя читателям глубже погрузиться в эпоху на рубеже XVI – XVII веков.
На выставке демонстрируются оригинальные иллюстрации к «Борису Годунову», созданные Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Андреевичем Фаворским, Игорем Ивановичем Ершовым, Николаем Петровичем Предеиным и др.
2 января – 18 апреля 2025 года
Музей-усадьба «Тригорское», Дом-музей Осиповых и Вульфов