НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Владимир Янкилевский. Мгновение вечности

c 13 июля по 31 августа 2007Санкт-Петербург
Владимир Янкилевский. Мгновение вечности
Владимир Янкилевский. Мгновение вечности
В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка "Владимир Янкилевский. Мгновение вечности". Первая ретроспективная экспозиция мастера русского нонконформизма включает в себя более 150 произведений живописи и графики из российских и зарубежных музейных и частных собраний

В истории русского искусства 1960-90-х годов творчество Владимира Янкилевского занимает особое место, его справедливо называют живым классиком нонконформизма.

Творческий путь мастера начинался во времена хрущевской оттепели, в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Тогда Янкилевский учился в Московском полиграфическом институте, работал художником-иллюстратором в ряде научно-популярных изданий. Именно вокруг издательства "Знание" сформировалась группа молодых независимых художников, включавшая в себя Юрия Соболева, Юло Соостера, Илью Кабакова. Примыкал к ней и Янкилевский.

Первые самостоятельные работы Янкилевского конца 50-х годов выполнены в типично модернистском духе: художник учился обобщать и утрировать, нащупывал собственную манеру. В 1961-м он создал свои первые фундаментальные произведения "Диалог" и "Триптих № 1 "Классический". Для творчества Янкилевского всегда было важно понятие цельности картины мира. В "Диалоге" он подступает к визуализации базисных для него понятий космического, антропологического, биологического, находит свои способы воплощения энергетического и сексуального. В "Триптихе № 1" миропонимание Янкилевского находит уже вполне устойчивую форму. Здесь заложены основы впоследствии легко узнаваемого визуального языка художника: рудименты прямой изобразительности и сугубо авторская символика и иконография. Триптих для Янкилевского - концептуальное оформление представления о месте человека во Вселенной. Боковые стороны триптиха визуализируют мужское и женское начала. Между ними - космос, разъединяющий их, но вместе с тем дающий надежду на восстановление целостности посредством пронизывающих его энергий.

В 1962-м произведения Янкилевского вошли в состав знаменитой выставки "30 лет МОСХа" в Манеже. На экспозиции, вызвавшей гнев Хрущева и имевшей печальные последствия для многих ее участников, художник был представлен "Триптихом № 2 "Два начала", пентаптихом "Атомная станция" и рядом работ из серии "Тема и импровизация". В этих произведениях, особенно в пентаптихе, чувствуется стремление Янкилевского очеловечить техно, придать ему гуманистическое измерение.

Во второй половине 1960-х психологический модус творчества мастера меняется -предметом его искусства все чаще становится как раз кризис этой целостной картины мира. Это было во многом связано с общественно-политическими процессами в стране: наступлением официоза, несбывшимися надеждами на либерализацию, конфликтом независимых художников с режимом. Личные переживания "отката от "оттепели" подтолкнули Янкилевского к культурно-антропологической проблематике. В триптихе "Адам и Ева" герои являют собой симбиоз био- и техно, продукт неких недоступных позитивистской науке операций. Тема цивилизационных ошибок и аномалий, звучавшая в научной фантастике 60-х, заняла особое место и в творчестве Янкилевского. В многолетней серии "Мутанты (Содом и Гоморра)" исковерканно-телесное обременено ошибками творения - генетическими, анатомическими и т.д. Мутанты этого рода вступают в борьбу за победу с мутантами иными - нравственно-исковерканными.

Начиная с 1970-х, культура повседневности начинает обретать все большую самостоятельность в творчестве Янкилевского. Она уже не только влияет на мироощущение, но сама по себе становится выразительным средством и предметом искусства художника. Этот процесс начинается с "Двери (Посвящается родителям моих родителей…)". "Двери" станут многолетней, пронизывающей все последующее творчество Янкилевского серией, в ней он отрабатывает метаморфозу превращения человека повседневного в человека исторического.

Переехав заграницу, Янкилевский, многие десятилетия создававший произведения большого экзистенциального напряжения, почувствовал возможность "остановиться, оглянуться". Теперь он рассказчик историй из открывшейся ему американской жизни, которую он наблюдает, двигаясь в ее потоке. В произведениях серии "Take a Train" торжествует условность, гротеск, новая ритмика. Сгустки плоти как бы тянутся друг к другу, но слишком мощны силы отталкивания: индивидуализм, привычка к одиночеству, уважение суверенности своего и чужого пространства. Так возникает тема "Люди в ящиках" - тема лимитированности и конечности экзистенции.

Русский музей уже неоднократно организовывал выставки, посвященные художникам 1960-80-х годов: состоялась ретроспектива Эдуарда Штейнберга, была показана выставка "Время перемен". Выставка Владимира Янкилевского продолжает эту традицию и отдает дань уважения мастеру, чьи пространственные опыты и внедрение обыденных предметов в структуру произведений оказали решающее влияние на русских художников конца XX века.

Выставка организована под патронатом Посольства Франции в Российской Федерации при поддержке Фонда культуры "Екатерина" и группы компаний "Стройтэкс"

www.museum.ru/N31878
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 08.11.2024  x    ?  


«Музыка моего сердца…» - выставка к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершена реэкспозиция залов искусства старых мастеров

«Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским

Выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации» в Музее им. Андрея Рублева

Дмитрий Иконников. Место, где мне всегда хорошо

Выставка «Кукрыниксы» в Московском Манеже

Станиславский: в поисках «синей птицы» - выставка Бахрушинского музея в Софии

Всероссийский выставочный проект «Василий Поленов. Семья художников» во Владивостоке

Персональная выставка Александры Грановской "Обезличенная"

О фотографии. Случайность/ сингулярность/ приключение

Выставка «Непотопляемый» в особняке Румянцева

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Выставка «Первый из первых. Николай Литвинов» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Эдуард Мхоян. В гостях у Минотавра

Выставка графики Сергея Цигаля в Российской академии художеств

Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица – из XIX в XXI век

Выставка «Русь литературная» в Московском Манеже

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Гармония пяти. Китайские музыкальные инструменты из Музея провинции Хубэй в Шереметевском дворце

Хранить вечно – новый выставочный комплекс в Псковском музее

Выставка "Городу нужен герой" в Пермском краеведческом музее

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Выставка «Русские и сето. Одна земля, общая история»

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Музей транспорта Москвы на ВДНХ приглашает на выставку "Ты выглядишь на все 100!"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Выставка "Образы Африки. Коллекция Казанского университета" в Музее Востока

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Выставка «Фотопоэзия души Донского края»

Гегам Погосян. "Первая выставка" (живопись, графика)

Выставка «Письма твои получая...»

Алиса Лю «О наивной хрупкости»

Концерт XI Международного музыкального «Коган-фестиваля» В Угличском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru