В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка "Владимир Янкилевский. Мгновение вечности". Первая ретроспективная экспозиция мастера русского нонконформизма включает в себя более 150 произведений живописи и графики из российских и зарубежных музейных и частных собраний
В истории русского искусства 1960-90-х годов творчество Владимира Янкилевского занимает особое место, его справедливо называют живым классиком нонконформизма.
Творческий путь мастера начинался во времена хрущевской оттепели, в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Тогда Янкилевский учился в Московском полиграфическом институте, работал художником-иллюстратором в ряде научно-популярных изданий. Именно вокруг издательства "Знание" сформировалась группа молодых независимых художников, включавшая в себя Юрия Соболева, Юло Соостера, Илью Кабакова. Примыкал к ней и Янкилевский.
Первые самостоятельные работы Янкилевского конца 50-х годов выполнены в типично модернистском духе: художник учился обобщать и утрировать, нащупывал собственную манеру. В 1961-м он создал свои первые фундаментальные произведения "Диалог" и "Триптих № 1 "Классический". Для творчества Янкилевского всегда было важно понятие цельности картины мира. В "Диалоге" он подступает к визуализации базисных для него понятий космического, антропологического, биологического, находит свои способы воплощения энергетического и сексуального. В "Триптихе № 1" миропонимание Янкилевского находит уже вполне устойчивую форму. Здесь заложены основы впоследствии легко узнаваемого визуального языка художника: рудименты прямой изобразительности и сугубо авторская символика и иконография. Триптих для Янкилевского - концептуальное оформление представления о месте человека во Вселенной. Боковые стороны триптиха визуализируют мужское и женское начала. Между ними - космос, разъединяющий их, но вместе с тем дающий надежду на восстановление целостности посредством пронизывающих его энергий.
В 1962-м произведения Янкилевского вошли в состав знаменитой выставки "30 лет МОСХа" в Манеже. На экспозиции, вызвавшей гнев Хрущева и имевшей печальные последствия для многих ее участников, художник был представлен "Триптихом № 2 "Два начала", пентаптихом "Атомная станция" и рядом работ из серии "Тема и импровизация". В этих произведениях, особенно в пентаптихе, чувствуется стремление Янкилевского очеловечить техно, придать ему гуманистическое измерение.
Во второй половине 1960-х психологический модус творчества мастера меняется -предметом его искусства все чаще становится как раз кризис этой целостной картины мира. Это было во многом связано с общественно-политическими процессами в стране: наступлением официоза, несбывшимися надеждами на либерализацию, конфликтом независимых художников с режимом. Личные переживания "отката от "оттепели" подтолкнули Янкилевского к культурно-антропологической проблематике. В триптихе "Адам и Ева" герои являют собой симбиоз био- и техно, продукт неких недоступных позитивистской науке операций. Тема цивилизационных ошибок и аномалий, звучавшая в научной фантастике 60-х, заняла особое место и в творчестве Янкилевского. В многолетней серии "Мутанты (Содом и Гоморра)" исковерканно-телесное обременено ошибками творения - генетическими, анатомическими и т.д. Мутанты этого рода вступают в борьбу за победу с мутантами иными - нравственно-исковерканными.
Начиная с 1970-х, культура повседневности начинает обретать все большую самостоятельность в творчестве Янкилевского. Она уже не только влияет на мироощущение, но сама по себе становится выразительным средством и предметом искусства художника. Этот процесс начинается с "Двери (Посвящается родителям моих родителей…)". "Двери" станут многолетней, пронизывающей все последующее творчество Янкилевского серией, в ней он отрабатывает метаморфозу превращения человека повседневного в человека исторического.
Переехав заграницу, Янкилевский, многие десятилетия создававший произведения большого экзистенциального напряжения, почувствовал возможность "остановиться, оглянуться". Теперь он рассказчик историй из открывшейся ему американской жизни, которую он наблюдает, двигаясь в ее потоке. В произведениях серии "Take a Train" торжествует условность, гротеск, новая ритмика. Сгустки плоти как бы тянутся друг к другу, но слишком мощны силы отталкивания: индивидуализм, привычка к одиночеству, уважение суверенности своего и чужого пространства. Так возникает тема "Люди в ящиках" - тема лимитированности и конечности экзистенции.
Русский музей уже неоднократно организовывал выставки, посвященные художникам 1960-80-х годов: состоялась ретроспектива Эдуарда Штейнберга, была показана выставка "Время перемен". Выставка Владимира Янкилевского продолжает эту традицию и отдает дань уважения мастеру, чьи пространственные опыты и внедрение обыденных предметов в структуру произведений оказали решающее влияние на русских художников конца XX века.
Выставка организована под патронатом Посольства Франции в Российской Федерации при поддержке Фонда культуры "Екатерина" и группы компаний "Стройтэкс"