Если для московского музейного сообщества год Китая начался с наступлением нового года (хотя и по восточному календарю) масштабными выставками в Третьяковской галерее и музеях Кремля, то в Петербурге широкая музейная премьера года Китая прошла только сейчас, летом. Когда в Эрмитаже были представлены предметы из собрания Шанхайского музея. Музея хотя и молодого, он был основан лишь в 1952 году, но обладающего одной из лучших коллекций артефактов, созданных мастерами Поднебесной империи.
Хотя количество предметов, демонстрирующихся в Эрмитаже в рамках данной экспозиции, сравнительно невелико - менее 100 работ и все они поместились в одном зале, выставка "Сокровища китайского искусства из Шанхайского музея" производит сильное впечатление. На время, отведенное для экспонирования выставки на берегах Северной Венеции Пикетный зал, где размещена экспозиция, превратился в огромную шкатулку, в которой вместо бриллиантов на пурпуре ткани покоятся фарфор и бронза. В этот раз именно им было доверено поведать о 6000 лет истории китайского искусства.
Начало истории взаимоотношений России и Китая относится к эпохе раннего Средневековья. Однако для нас, как и для остальных жителей западного мира, наши восточные соседи остаются загадкой. Первая за 50 лет выставка китайского искусства в Эрмитаже ее, конечно, не разрешит, но позволит насладиться ее красотой.
Искусство Китая многообразно. Однако, когда жители Европейского континента слышат словосочетание китайское искусство, первым они вспоминают китайский фарфор. Он столетиями был предметом роскоши и мечтой европейских коллекционеров.
Но фарфор, заключенный в стекле витрин - это не только произведения искусства, это летопись истории Поднебесной империи.
Первый настоящий фарфор (хотя корни истории керамического промысла в Китае уходят в глубокую древность) появился в эпоху правления династии Тан (618-907) часто именуемую золотым веком Китая (европейцам удалось создать первый фарфор лишь через 1000 лет). И, если, глядя на тонкий орнамент, оплетающий вазы и чаши династий Мин и Цин (именно в это время китайское керамическое производство достигает своего наивысшего расцвета) понимаешь, почему фарфор был "белым золотом" европейского рынка. То фарфор династии Тан привлекает не филигранным, виртуозно исполненным орнаментом, а яркими и чистыми цветами своих узоров.
Рядом с хрупким фарфором монументальная по определению бронза. В противоположность фарфору, чей декор усложнялся со временем, сложность, причудливость узора на стенках бронзового сосуда свидетельствует о его древности. Хотя, глядя на прекрасно сохранившиеся бронзовые чаши, кувшины, котлы трудно поверить в то, что возраст некоторых из них превышает три тысячелетия.
Для жителей Китая не только бронза материал, наделенный особыми, магическими свойствами, столь же почитаем в тех краях нефрит, с которым (экспонаты выставки не оставляют в этом сомнения) умелые руки могут творить чудеса.
Насладившись же красотой лучших плодов декоративно-прикладного искусства Китая, зрители могут заглянуть в кабинет китайского ученого. Изучить предметы необходимые для занятий каллиграфией и живописью. Двум искусствам, издревле помогавшим восточным ученым мужам в путешествиях по лабиринтам разума.
Можно написать еще много красивых слов об экспонатах выставки "Сокровища Китая", которые прекрасны, загадочны, притягательны... но в данном случае один взгляд скажет больше 1000 слов.
(с) Музеи России