31 мая в Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается выставка одной картины. "Голова Медузы" кисти прославленного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640) из венского Художественно-исторического музея представляет собой, быть может, самую оригинальную трактовку очень редкого сюжета в искусстве Западной Европы XVI-XVII веков. Изображение отрубленной головы Медузы, "обвитой змеями", для художников этого времени являлось удобным случаем продемонстрировать свое умение внушать зрителю страх. Рубенсу это удалось в полной мере.
Со времен античности изображения головы Медузы с высунутым языком, оскаленными зубами и волосами-змеями встречались на воинских щитах (бронзовых или деревянных), помещались у входа в здание как талисман, предотвращающий опасность. В декоративно-прикладном искусстве Западной Европы в XVI столетии такие изображения получили определенное распространение. Но только два художника того времени рискнули обратиться к данному сюжету, поместив голову Медузы на круглые деревянные выпуклые щиты. Первым был Леонардо да Винчи, картина которого находилась в собрании Медичи во Флоренции. Вторым стал Микеланджело да Караваджо, расписавший деревянный щит "наводящей страх головой Медузы с волосами в виде змей".
Возможно, эти опыты итальянских мастеров и подтолкнули Рубенса к написанию собственного произведения, хотя нельзя исключить и того, что тема картины исходила от заказчика. От работы Караваджо "Голова Медузы" Рубенса отличается и по композиции, и по выбранному мотиву. Если Караваджо показал Горгону в момент ее последнего предсмертного крика, то Рубенс запечатлел голову уже мертвой женщины. На фоне сумрачного пейзажа с низким небом изображена ярко освещенная голова Медузы, лежащая на почти лишенном растительности каменистом уступе. Жуткой экспрессией наполнено ее мертвенно-бледное лицо с остановившимся взглядом, остекленевшими закатившимися глазами и полуоткрытым ртом. Хотя сама Медуза мертва, ее отвратительные волосы-змеи продолжают жить: шевелятся, извиваются, раскачиваются, сплетаются друг с другом, образуя подвижные кольца и клубки. Из капель крови, упавших на землю, возникают новорожденные маленькие змейки.
Насекомые и пресмыкающиеся на полотне композиционно объединены, очевидно потому, что издавна вызывали у человека страх и неприязнь. Во многих книгах по эмблематике XVI-XVII веков они ассоциируются с миром дьявола и греха. Подобным смыслом, вероятно, наделены они и в картине Рубенса, как имеющие непосредственное отношение к центральному образу - Медузе Горгоне.
Все представленные на картине существа исполнены с большим искусством, что говорит о присущем эпохе серьезном отношении ко всему необычному в мире живой природы. Сам Рубенс, будучи крупным коллекционером, был не чужд этого интереса. Подобно многим соотечественникам, наряду с произведениями искусства, он собирал и природные раритеты (например, раковины). По всей вероятности, картина "Голова Медузы" была создана Рубенсом для любителя и живописи, и естественного мира, владельца "кабинета редкостей".
Датируют картину временем около 1617-1618 годов на основании близости манеры исполнения головы Медузы к характеру изображения бесноватых на картине Рубенса "Чудо св. Игнатия Лойолы" (Художественно-исторический музей, Вена), написанной в 1617 году.
Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен иллюстрированный буклет, автор текста - куратор выставки Н.И. Грицай, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.