НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мастер ужасов Питер Пауль Рубенс в Эрмитаже

c 31 мая по 31 июля 2007Санкт-Петербург
Эрмитаж представляет: Рубенс ''Голова Медузы''
П. П. Рубенс. Голова Медузы, 1617-1618. Художественно-исторический музей, Вена
П. П. Рубенс. Персей и Андромеда, 1620-1621. Эрмитаж
В Эрмитаж, в рамках проекта "Выставка одной картины", прибыло полотно Питера Пауля Рубенса "Голова Медузы" (1617-1618) из собрания Художественно-исторического музея Вены. К ее отличительным чертам можно отнести сравнительно небольшой размер. И сюжет, который назвать привлекательным и тем более приятным нельзя.

После этих слов у многих может возникнуть вопрос стоит ли идти в музей, известный своим обширным собранием работ фламандского мастера (кстати, изображение Медузы в Эрмитаже имеется, если присмотреться, то ее голову можно найти на полотне "Персей и Андромеда"), для того чтобы посмотреть на это произведение?

Ответ один - да, стоит. Во-первых, придя на эту выставку, зритель откроет для себя Рубенса. Откроет, что кисти великого живописца был подвластен не только танец жизни, который олицетворяют его вакханалии, но и смерти. А вместо привычного тепла рубенсовской живописи холодную синеву первоначального колорита, освобожденную из золотого плена старого лака. К тому же в этой скромной на вид картине ключ к пониманию эпохи барокко. Так, что воспринимать этот макабрический натюрморт, лишь как прототип современных фильмов ужасов не стоит.

На протяжении столетий история Персея, греческого героя прервавшего антиобщественную художественную деятельность младшей из сестер Горгон (как известно, любого обратившего на нее взор, она в свою очередь обращала в каменную статую), привлекала внимание художников. Но только в эпоху барокко мастера уделяли такое внимание самой Медузе. Изображения Медузы выходят из-под кисти главных живописцев эпохи Рубенса и Караваджо, и из-под резца величайшего скульптора - Бернини. В камень зрителей они, конечно, не обращают, но кратковременное оцепенение даже у современной весьма искушенной публики вызвать могут.

Барокко - время, когда ценилось все необычное и странное. Время, когда художники стремились вызвать в сердце зрителя трепет. Трепет восторга и ужаса одновременно. В данном случае восторг вызывает мастерство живописца, а ужас сам предмет изображенный им.

Наравне с диковинным, жители эры барокко ценили превращения и мистификации. Причудливый предмет сам по себе привлекает внимание, но если он к тому же является не тем, чем кажется на первый взгляд, то в то время был бы оценен особенно высоко. Так Медуза согласно одному из мифов некогда была прекрасной девушкой, которую то ли за красоту, то ли за гордыню капризные и мстительные олимпийские боги обратили в чудовище. Похоже, художник руководствовался именно этой легендой так, как даже искаженное смертью лицо Медузы несет печать былой красоты.

Итак, перед нами мертвая голова Медузы - но сплетающиеся в кольца зловещего вида змеи (правда, согласно мнению специалистов Рубенс в основном изобразил вполне безобидных ужей), ставшие по воле богов ее волосами живы. Извивающиеся клубки разноцветных гадов наводят на мысль, что меч Персея открыл путь последнему превращению Медузы. Проклятие спало. Змеи уползают прочь. Оказывается под печально известным змеиным париком, скрывались золотистые локоны. Но и сама Медуза не так мертва, как кажется на первый взгляд. На картине из крови Медузы рождаются новые змеи, согласно мифу из капель ее крови появились крылатый конь Пегас и великан Хризаор.

"Голова Медузы" была предназначена не для картинной галереи. Подобные произведения экспонировались в кабинетах редкостей. Кто был заказчиком этого шокирующего полотна установить, пока не удалось. Однако известно, что к 1635 году она находилась в коллекции герцога Бэкингема, сына персонажа "Трех мушкетеров", который вполне вероятно и заказал ее. Также есть версия, что некоторое время картина могла находиться в руках английского короля Карла I. Чья история продемонстрировала миру, что головы теряют не только сказочные чудовища, но и недальновидные монархи.

(с) Музеи России

Пресс-релиз музея: http://www.museum.ru/N31449

В связи с проведением на Дворцовой площади концерта группы "Rolling Stones" 27 июля с 16.00 и 28 июля с 15.00 вход в музей будет осуществляться с Дворцовой набережной.

www.museum.ru/N31432
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2025  x    ?  


Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого

Выставка "Истовая / Неистовая" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Выставка «1905. Через призму искусства»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru