Выставка "Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях XIX - начала ХХ века" продолжает цикл экспозиций, прослеживающих историю формирования фонда графики Государственной Третьяковской галереи. Она посвящена московским коллекционерам и меценатам рубежа XIX-XX веков, чьи собрания пополнили фонд графики Галереи, основанный П.М.Третьяковым.
Уникальность проекта состоит в том, что впервые со времени выставок, проходивших в музее в 1910 и 1918 годах, единая экспозиция демонстрирует коллекции каждого из собирателей, выявляя их специфику и своеобразие. Выставка позволяет оценить не только их значение для Третьяковской галереи, но и поставить вопрос о роли частных коллекционеров в культурной жизни России рубежа веков.
На выставке представлена 21 коллекция, из которых отобрано для экспонирования свыше 250 лучших произведений. Наряду с известными работами, в состав экспозиции включен ряд графических листов, лишь недавно отреставрированных и поэтому мало знакомых специалистам и публике. Особый интерес для зрителей представляют портреты коллекционеров работы известных художников. Таковы портреты жены князя Щербатова П.И. Щербатовой, В.В. Фон Мекка, И.А. Морозова и В.О. Гиршмана, исполненные В.Серовым, портрет Г.Л.Гиршман работы К.Сомова.
Каждая коллекция - это авторская "история искусства", выражающая образ ее создателя. Его индивидуальный вкус, мировосприятие определяли отбор имен художников и конкретных произведений. Отдельным предметом собирательства стала графика, переживающая в этот период новый взлет в развитии рисунка, акварели, пастели.
В экспозиции представлены произведения из собраний С.С. и А.П.Боткиных, С.С.Бахрушина, В.А.Воробьева, Д.В.Высоцкого, В.О. и Г.Л.Гиршманов, С.И.Мамонтова, С.Т., А.В., И.А., М.А. и М.К.Морозовых, И.С.Остроухова, М.П. и С.П.Рябушинских, С.А.Кусевицкого, Е.П.Носовой, С.А.Полякова, И.И.Трояновского, И.Е.Цветкова, П.И.Харитоненко, С.А.Щербатова, Г.А.Эккерта.
Возникновение в начале ХХ века целого ряда крупных, открытых для широкого круга любителей искусств частных собраний во многом стимулировало художественный процесс этого времени. Наряду с традиционным увлечением классическим искусством (в том числе работами О.Кипренского и А.Орловского) возник огромный интерес к современным художественным явлениям. Коллекционеры много общались и даже дружили со своими современниками-художниками, покупали их работы, формировали коллекции, исходя из личных приоритетов.
Взаимовлияние круга коллекционеров и художников привело к появлению большого ряда заказных произведений, созданию монументально-декоративных ансамблей, организации литературно-художественных обществ, вечеров, концертов.
Обладатели крупных собраний перестраивали свои особняки, приспосабливая их под растущие коллекции, лично отбирали произведения для своих коллекций, участвовали в выставках, составляли каталоги. Часть собраний была открыта для посетителей, информация о них входила в путеводители по городу. Страсть к коллекционированию порой была "фамильной чертой", охватывала всех членов семьи. Коллекционерами были Морозовы, Боткины, Рябушинские, Бахрушины. Пример братьев Третьяковых, передавших в дар Москве свое собрание, оказал влияние на осознание общественной роли собирательства и его целей. Многие крупные коллекционеры планировали создание общественно-доступных музеев с последующей передачей их в дар Москве.
В 1917 году из соображений сохранности по инициативе И.Э.Грабаря многие владельцы передали свои произведения на хранение в Третьяковскую галерею - в 1918 в залах Галереи была устроена выставка, представлявшая частные коллекции Москвы. Впоследствии некоторые работы были возвращены владельцам, большая же часть была национализирована и передана в Третьяковскую галерею и другие музеи России.
Дополнительно о выставке см. http://www.museum.ru/N31464