НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях XIX - начала ХХ века

30 мая 2007Москва
Сомов К.А. 1869-1939. Титульный лист книги «Театр». 1907. Из собрания Г.А.Эккерта
Врубель М.А. 1856-1910 Жемчужина. 1904 Из собрания С.А.Щербатова
Бакст Л.С. 1866-1924 Портрет З.Н. Гиппиус. 1906 Из собрания С.А.Кусевицкого
Бенуа А.Н. 1870-1960 Итальянская комедия. Любовная записка. 1905 Из собрания И.А.Морозова
Васнецов В.М. 1848-1926. Весна-Красна. 1885. Эскиз костюма для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Из собрания Мамонтова
Выставка "Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях XIX - начала ХХ века" продолжает цикл экспозиций, прослеживающих историю формирования фонда графики Государственной Третьяковской галереи. Она посвящена московским коллекционерам и меценатам рубежа XIX-XX веков, чьи собрания пополнили фонд графики Галереи, основанный П.М.Третьяковым.

Уникальность проекта состоит в том, что впервые со времени выставок, проходивших в музее в 1910 и 1918 годах, единая экспозиция демонстрирует коллекции каждого из собирателей, выявляя их специфику и своеобразие. Выставка позволяет оценить не только их значение для Третьяковской галереи, но и поставить вопрос о роли частных коллекционеров в культурной жизни России рубежа веков.

На выставке представлена 21 коллекция, из которых отобрано для экспонирования свыше 250 лучших произведений. Наряду с известными работами, в состав экспозиции включен ряд графических листов, лишь недавно отреставрированных и поэтому мало знакомых специалистам и публике. Особый интерес для зрителей представляют портреты коллекционеров работы известных художников. Таковы портреты жены князя Щербатова П.И. Щербатовой, В.В. Фон Мекка, И.А. Морозова и В.О. Гиршмана, исполненные В.Серовым, портрет Г.Л.Гиршман работы К.Сомова.

Каждая коллекция - это авторская "история искусства", выражающая образ ее создателя. Его индивидуальный вкус, мировосприятие определяли отбор имен художников и конкретных произведений. Отдельным предметом собирательства стала графика, переживающая в этот период новый взлет в развитии рисунка, акварели, пастели.

В экспозиции представлены произведения из собраний С.С. и А.П.Боткиных, С.С.Бахрушина, В.А.Воробьева, Д.В.Высоцкого, В.О. и Г.Л.Гиршманов, С.И.Мамонтова, С.Т., А.В., И.А., М.А. и М.К.Морозовых, И.С.Остроухова, М.П. и С.П.Рябушинских, С.А.Кусевицкого, Е.П.Носовой, С.А.Полякова, И.И.Трояновского, И.Е.Цветкова, П.И.Харитоненко, С.А.Щербатова, Г.А.Эккерта.

Возникновение в начале ХХ века целого ряда крупных, открытых для широкого круга любителей искусств частных собраний во многом стимулировало художественный процесс этого времени. Наряду с традиционным увлечением классическим искусством (в том числе работами О.Кипренского и А.Орловского) возник огромный интерес к современным художественным явлениям. Коллекционеры много общались и даже дружили со своими современниками-художниками, покупали их работы, формировали коллекции, исходя из личных приоритетов.

Взаимовлияние круга коллекционеров и художников привело к появлению большого ряда заказных произведений, созданию монументально-декоративных ансамблей, организации литературно-художественных обществ, вечеров, концертов.

Обладатели крупных собраний перестраивали свои особняки, приспосабливая их под растущие коллекции, лично отбирали произведения для своих коллекций, участвовали в выставках, составляли каталоги. Часть собраний была открыта для посетителей, информация о них входила в путеводители по городу. Страсть к коллекционированию порой была "фамильной чертой", охватывала всех членов семьи. Коллекционерами были Морозовы, Боткины, Рябушинские, Бахрушины. Пример братьев Третьяковых, передавших в дар Москве свое собрание, оказал влияние на осознание общественной роли собирательства и его целей. Многие крупные коллекционеры планировали создание общественно-доступных музеев с последующей передачей их в дар Москве.

В 1917 году из соображений сохранности по инициативе И.Э.Грабаря многие владельцы передали свои произведения на хранение в Третьяковскую галерею - в 1918 в залах Галереи была устроена выставка, представлявшая частные коллекции Москвы. Впоследствии некоторые работы были возвращены владельцам, большая же часть была национализирована и передана в Третьяковскую галерею и другие музеи России.

Дополнительно о выставке см. http://www.museum.ru/N31464

www.museum.ru/N31395
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 01.03.2025  x    ?  


Выставка «Венценосные коллекционеры. К истории императорских Арсеналов» в Выборге

"Вдали от родимой земли…": флот в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Сумма разностей. Выставка группы "1/2" в особняке Румянцева

Выставка «СВОЯСИ. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее

«Наследие». Предисловие к коллекции. Выставка художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова

Выставка Алмонда Чу «Парад / В будущем»

Программа к 550-летию со дня рождения Микеланджело в Пушкинском музее

Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского

Выставка «Верности клятве вашей – бессмертие…»

Валерий Юрлов. Опыты умозрения

К 85-летию Иосифа Бродского. Цикл лекций "Выбор Бродского" в Музее Анны Ахматовой

Пишу с любовью. Романтика в открытках конца XIX — начала ХХ веков

Выставка «Игры престола» в Новосибирском краеведческом музее

Наталия Турнова. Непарадный портрет

Персональная выставка Николая Медведева "Я хотел сказать о простом"

Предвоенная жизнь в графике Льва Александровича Юдина

Юлия Косцова «Сад моих сновидений»

Выставка "Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова"

Иван Михайлов. Пространство тишины

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Презентация каталога «“Узоры золота на стали...” Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков»

От Арктики до Антарктики. От Гренландии до Русской Америки

Презентация издания «Архитектор Евгений Левинсон» в Музее архитектуры

Евгения Тут. Медленные берега

Андрей Исаев "Живопись как живая модель мира"

К 135-летию архитектора К.С. Мельникова. Две выставки в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Выставка «Красота Победы» в Музее Победы

Широкая Масленица в Архангельском

Иркутский музей декабристов приглашает на Масленицу

Выставка "Жалоб нет" в Тульском историко-архитектурном музее

Масленица в Музее Эрьзи

Масленица в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова

Масленица в Константинове

Масленица в Тульском музейном объединении

Масленица в Петропавловской крепости

Масленица в Музее «Г.О.Р.А.»

Выставка Анатолия Белкина "Буквальные связи" в Центре современного искусства AZ/ART

Масленица в Муранове

Широкая Масленица в Псковском музее-заповеднике

«Душа ль ты моя, Масленица» в Константинове

Масленица в Суздале


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru