12 апреля в залах Государственного музея Востока открывается выставка работ Юрия Мандаганова в технике флорентийской мозаики "Кочевник и самоцветы".
В области монументальной живописи работает уже более десяти лет. Его декоративные панно выставлялись и в различных музеях и выставочных залах мира - в Париже, США, Китае, Корее, России; они украшают многие музейные и частные собрания.
Для работы в сложной технике флорентийской мозаики художник использует уральские поделочные и полудрагоценные камни, такие как мрамор различных цветов, нефрит, лабрадорит, чароид, серпентиниты, яшму, лазурит и другие минералы забайкальского региона, которые объединяются красивым словом "самоцветы". Яркие, переливающиеся, искрящиеся и насыщенные, глубокие, благородные природные оттенки материала дают возможность создавать настоящую живопись в камне. Трудоемкая традиционная техника флорентийской мозаики предполагает ювелирную точность обработки материала. Камень распиливается на пластины толщиной 5-6 мм, после чего эти пластины подгоняются друг другу и складываются в композицию произведения. Закрепленные элементы проходят еще несколько стадий промежуточной обработки абразивами и алмазными пастами и тщательно полируются до однородной поверхности.
У бурят и монголов не была развита традиция обработки камня. Местные поверья предостерегают от разрушения или перемещения камня с места его обитания. В процессе собирания материала для работы художник очень бережно относится к дарам природы. Перед походом он совершает обряд очищения и получает благословение. Найдя место, помечает его, - повязывает на дерево ленточку. Забирая камень, оставляет духам приношение. Процесс творчества оказывается тесно связан и очень похож на камлание шамана.
Темы, мотивы и сюжеты каменных панно связаны, главным образом, с бурятским фольклором и мифологией. В мозаичном калейдоскопе геометрических пластин проступают образы тотемных животных и хозяев рода - быка и медведя; из самоцветных кусочков складываются фигуры степной принцессы, кочевницы и путешествующего по райским землям Найан-Нова верблюжьего каравана. Рядом с тихой мелодией медитирующих героев бурятского эпоса неожиданно возникают Сальвадор Дали и похожий на сфинкса карточный игрок. Точный и выверенный стиль присутствует во всех работах художника. Он виден и в образах с ярко выраженными национальными чертами, и в композициях на сюжеты, не имеющие связи с забайкальскими сказаниями. Работы бурятского художника выглядят волшебными картинками, сложенными из кусочков сказки.
Безупречное чувство камня, присущее художнику, сообщает его работам удивительную теплоту и нежность, - качества, проявляющиеся в холодном и суровом материале благодаря бережному и трепетному отношению мастера к своему материалу. Искренность интереса и любовь к традиционным верованиям и поверьям передается и зрителю, который обязательно попадает под обаяние простых и сильных образов, созданных художником. Глядя на камерные работы монументальной техники легко забыть о трудоемком процессе их создания.
Выставка открыта для посетителей с 13 апреля до 13 мая 2007 года.