В Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль" (г. Ростов, Ярославская область) открылся Музей финифти.
Ростовская финифть - уникальное явление в русской культуре. Это единственный центр миниатюрной живописи по эмали, который сохранил живую, развивающуюся традицию.
Самые ранние сведения о ростовских эмальерах относятся к 60-м годам XVIII столетия. Первая мастерская была создана при Ростовском архиерейском доме и являлась составной частью иконописной мастерской. Ростовские финифтянщики тоже писали иконы, но не на досках или холстах, а на эмали. Их произведения, в основном, имели прикладной характер, они украшали церковную утварь и облачения в храмах обширной Ростово-Ярославской епархии. В конце XVIII века, после перевода архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль мастера лишились своего основного заказчика, и обратились в крупные монастыри с предложением эмалевых икон. Расширение торговли способствовало развитию в Ростове эмальерного дела, которое в середине XIX века привело к формированию народного промысла со своей традицией, приемами письма, кругом сюжетов. Распространение более дешевых - штампованных жестяных и бумажных икон негативно сказалось на ростовской финифти, которой предстояло поднять художественный уровень своей массовой продукции. Эта задача была поставлена перед финифтяной школой, но социальные катаклизмы начала XX века усугубили кризис в промысле. Антицерковная политика советской власти исключила иконописный образ, который лежал в основе ростовской финифти. Новая светская тематика ростовских миниатюр была разработана в финифтяной школе. Потребовалось много лет, чтобы цветочная роспись, портрет и сюжетная миниатюра утвердились на всероссийском рынке. В начале 1970-х годов на смену финифтяным артелям пришла фабрика Ростовская финифть. Обращение к стилистике древнерусской иконы, творческие поиски в области жанровых, пейзажных и цветочных композиций привели к расцвету промысла в 1970-80-е годы.
Сегодня Ростов можно назвать истинным эмальерным центром, где работают различные коллективы мастеров миниатюры на эмали и свободные художники. Новый музей, помимо своих традиционных функций, должен стать творческой мастерской для любого эмальера.
Музей финифти входит в структуру Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль", коллекцию которого он и представляет. Это одно из крупнейших в России собраний живописных эмалей. Начало ему было положено в конце XIX века. Портреты исторических лиц на эмали уже были показаны в первой экспозиции Музея церковных древностей в 1888 году. Ростовская финифть включалась в различные музейные экспозиции на протяжении всей истории музея. Первая самостоятельная выставка финифти была создана в 1970-е годы. При всех достоинствах этой, как и последующих выставок, она не могла в полной мере отразить все этапы развития эмальерного дела в Ростове и богатейшую музейную коллекцию. Поэтому в начале 1990-х годов встал вопрос о создании музея финифти с использованием специализированного оборудования. Сегодня закончена работа над основной экспозицией. Она разместилась в четырех залах здания Судного приказа на территории Ростовского кремля.
Историческую ретроспективу ростовской финифти предваряет зал, где показаны различные виды художественных эмалей, образцы живописи на эмали из других художественных центров. Здесь же представлены инструменты и материалы, которыми пользуются современные ростовские мастера, печь, подобная тем, в которых обжигали живопись на эмали в XVIII, XIX и в начале XX веков.
Ростовской финифти трех прошедших веков отведено по залу, каждый со своим цветом времени. В зале XVIII века представлены самые ранние ростовские миниатюры. Рядом с ними московские эмали, оказавшие значительное влияние на ростовскую финифть. В те годы миниатюра на эмали была частью декоративного ансамбля. В него входили драгоценные и полудрагоценные металлы, камни и ткани, которые можно увидеть в экспозиции. Ростовские эмальеры будучи истинными иконописцами не оставляли своих имен на иконах, поэтому почти вся коллекция эмалей XVIII, XIX веков анонимна. На произведениях XVIII века подписи оставили только Алексей Всесвятский и Александр Мощанский, с работами которых можно познакомиться в зале.
XIX век открывают миниатюры из круга произведений Якова Шапошникова. Творческая жизнь этого миниатюриста продолжалась около 50-ти лет. Известными мастерами своего времени были так же Павел Буров, Алексей Тарасов, Николай Архаров, чьи произведения продолжают экспозицию. К середине столетия изменилось внутреннее содержание ростовской финифти - она стала ближе к традиционной православной иконе, как по образу, так и по назначению. Финифть достаточно крупных размеров, которые нельзя уже отнести к миниатюре, украшала царские врата, появлялись многочастные финифтяные иконы из нескольких пластин, которые также представлены в зале. В отдельные комплексы выделены: светский потрет, виды святых мест, иконография Богоматери, миниатюры из коллекции А.А. Титова - первого исследователя и популяризатора промысла.
История XX века в ростовской финифти открывается произведениями учеников финифтяной школы и мастера А.А. Назарова, усилиями которого был сохранен высокий уровень старой финифти в советское время. Общими комплексами показаны произведения 30-40, 50-60-х годов. В зале представлены произведения лучших мастеров XX века, среди которых можно назвать супругов Солдатовых, Куландина, Алексеева, супругов Михайленко, Матакову, Хаунова, Кочкина, Самонову и многих других. Заканчивается экспозиция обращением ростовских мастеров к иконе.
История ростовской финифти перешагивает в XXI век. В последнем зале уже можно увидеть эмали 2000 года. Музей финифти планирует активизировать выставочную работу, для которой будет отведен выставочный зал в реставрируемой Часобитной башне. Музей открыт для выставок произведений мастеров работающих в самых различных техниках художественных эмалей.
Музей финифти приглашает своих гостей ознакомиться с новой экспозицией.
Старший научный сотрудник Музея финифти Марина Федорова