Один день из поездки по Великобритании мы пропустим, весь день занял переезд. О музеях Шотландии см.
http://www.museum.ru/N30095 Два последних дня 9 и 10 ноября в Лондоне - свободные или "свободные" дни. По мере приближения к Лондону выяснилось, что срочные дела у всех так или иначе связаны с музеями. Свобода от плановых маршрутов сказалась в том, что музеи каждый выбирал по своему вкусу. В итоге сформировались две большие группы, вкусы участников которых совпали. Та группа, в которой оказался я, выбрала Британский музей, Музей Лондона и Тэйт. Встречи по интересам и деловые контакты отложили на вечер, когда должен состояться прощальный прием.
Не знаю, как у других коллег, а мой выбор был связан с возможно широким диапазоном музеев. Хотелось посмотреть совсем разное. Музей "академический", музей "исторический", музей современного (или - "современного") искусства. Но Музей Лондона изначально был в центре. Все-таки - краеведческий. Или, если хотите, "локальной истории". Таких музеев в России - большинство. Особенно это касается регионов. Но сам этот жанр - в кризисе. Любопытно, что в Британии делается. И не в выдающихся, даже, а в обыкновенных, "средних" музеях.
День начался с Британского музея. Было не очень понятно, как его смотреть. С одной стороны, в 4 км залов можно провести весь день. С другой - такой, содержательный подход как-то не очень вязался с основной целью поездки, как я ее понимал: не удовлетворять свое персональное любопытство и интерес к определенным темам, а, на примере отдельных музеев, понять, как устроено британское музейное дело в целом. Решено было, что на осмотр музея хватит двух часов. В жанре обзорной экскурсии…
Как и предполагалось, Британский музей сделан, как музей сугубо академический. То, что принято называть "храм науки". Это подчеркивается самой его структурой. В центре большого внутреннего двора, перекрытого, кстати, не так давно, замечательно красивой крышей, - полное света здание библиотеки. Расположенные по кругу стеллажи с десятками тысяч книг сразу настраивают на вполне определенное, сугубо научное восприятие экспозиции.
Сама экспозиция не поражает ухищрениями художников. Все просто и в меру… Простая и логичная, понятная посетителю структура, простые, добротные витрины. Комплексы, соответствующие определенным темам, не подавляют обилием вещей. Их как раз достаточно, чтобы избежать специфической "музейной усталости", хорошо всем известной. С моей субъективной точки зрения - резкий контраст археологическим залам ГИМа. Не знаю, как другие, но я там уже минут через 30 начинаю думать, что неплохо бы в кафе…. И даже просто гулять не получается. Уж очень вещи давят…. В Британском музее - наоборот. Здесь можно именно гулять. Что, собственно, я и делал. А содержательный интерес удовлетворил в залах, посвященных истории Европы. Не самая представительная часть экспозиции, без особых сенсаций, но очень добротно и интересно сделанная. Так, пожалуй, как мне нравится. Без особенного нарратива, без навязчивой "музейной педагогики". Представлено главное в музее - вещи, с минимальными, но, на мой взгляд, достаточными пояснениями и вспомогательными материалами. Такая экспозиция не заменяет учебник истории, не стремится объять необъятное и научить всех всему. По нынешним временам это, наверное, достаточно консервативный взгляд. Но, есть музеи, которые просто обязаны быть консервативными.
В общем, профессиональный интерес удовлетворил, но как туристу похвастаться нечем… Можно было бы, наверное, назвать десяток-другой всемирно известных предметов, которые, о, счастье, теперь сподобился увидеть и я… И даже сфотографировался рядом. Но погоня за униками как-то не привлекла…
В Музее Лондона, кстати, все оказалось по-другому. Здесь главное именно нарратив, рассказ. Экспозиция не знакомит с вещами, а рассказывает историю. И вещи - инструменты, подчиненные решению этой задачи. Это, пожалуй, именно учебник, но не теряющий своей музейной специфики. Жанр другой, но чувство меры и такта соблюдены столь же достойно. Больше вспомогательных материалов - рисунки, схемы, планы и карты присутствуют везде. Это - тот фон, на котором представлены вещи. Вещи - не главное. Они - часть большого рассказа. Но музейная специфика не теряется.
Наконец, Тэйт Модерн. Новое здание, относительно новая экспозиция, толпы посетителей… Модное место. Но, то ли мы устали, то ли эта экспозиция не про нас… Как-то скучно… Полтора часа - и мы на набережной Темзы.
Сергей Сазонов, проект "Belle vue или Пейзаж взаймы"
Завершение путешествия см. http://www.museum.ru/N30125