Идя навстречу возрастающему интересу публики к современному искусству, Региональный общественный Фонд поддержки художественных проектов и Центральный Дом Художника инициировали новую международную художественную программу под общим названием "Черный квадрат". Ее основной частью станет проведение выставки современных художественных проектов "Мастерская АРТ МОСКВА" с последующим вручением премии "Черный квадрат" за лучшую работу. Кроме того, в программу "Черного квадрата" войдут выставки современного искусства, отражающие актуальное состояние мирового художественного процесса, которые будут представлены наиболее значительными современными кураторами и художественными институциями.
Мастерская Арт Москвы (3 этаж, 16-17 и 22-27 залы), 3-10 марта
Региональный общественный Фонд поддержки художественных проектов совместно с Центральным Домом Художника продолжает традицию проведения проекта "Мастерская АРТ МОСКВА" и вручения национальной премии в области современного искусства. Проект является важным общественно-культурным прецедентом на современной российской арт-сцене. Его структура дает возможность: во-первых, российским художникам в течение недели в выставочном пространстве ЦДХ свободно осуществлять свои замыслы в рамках некоммерческой акции. Во-вторых, освобождает их от "цензуры" галеристов, профессионально ориентированных на конъюнктуру рынка. Поэтому, проект признан художественной общественностью "фабрикой звезд" современного искусства.
В 2007 году "Мастерская АРТ МОСКВА", после трехлетнего перерыва, проводится в рамках более общей программы "Черный квадрат". "Мастерская" - принципиально не кураторский проект, который, тем не менее, позволяет всем - и кураторам, и критикам, и зрителям - взглянуть на художественный процесс прошедших годов сквозь призму идей и концепций художников, вызвавших интерес у отечественной арт-критики. Решение о присуждение премии будет приниматься жюри, в которое войдут известные арт-критики и кураторы современного искусства.
На прошедшей в 2004 году "Мастерской" жюри отобрало 41 проект из 130, представленных на конкурс. Из участников был выбран один автор, которым стал молодой московский художник Давид Тер-Оганян, получивший денежную премию в размере 5000 евро, а также возможность организации персональной выставки на АРТ МОСКВЕ 2005. Торжественное вручение премии состоялось в Центральном Доме Художника 9 ноября 2004 года.
Сопутствующая программа:
1. Выставка Пьерика Сорена (2 этаж, 5, 8, 9 залы), 23 февраля - 10 марта.
Пьерик Сорен - французский представитель жанра радикального перформанса, развивающий линию, начатую Вито Аккончи, Брюсом Науманом, Мариной Абрамович. Его работы, начиная с 1970-х годов, - это видеодокументация изощренных экспериментов со своим телом. Художник может изучать его как физический объект, подверженный центробежному моменту силы на вращающемся диске, а может задаться вопросом о его эротической функциональности, проверяя ее в 143 упражнениях с подушкой. Пространственная инсталляция его видео даст возможность зрителю самому испытать отстраненную ироничность аутоскопического подхода, с которой работает французский художник. Куратор выставки Андрей Ерофеев (ГТГ).
2. Выставка "Дневник художника". Кураторы: Марат Гельман, Александр Панов (2 этаж, 13-15 залы), 17 февраля - 10 марта.
Организаторы: Галерея М. Гельмана, Spiderprojekts
Специальный проект в рамках 2 Московской международной биеннале современного искусства.
3. Фестиваль искусств стран Центральной Европы M@NARCHIA. Актуальные культурные связи (2 этаж, 10-12 залы). 16 февраля - 10 марта.
Существует ли культурный контекст Центральной Европы? А если да, что первично: стремление народов к культурно-географической или национальной общности? Вопрос, имеющий острую актуальность и для современного постсоветского пространства.
Задачей фестиваля M@NARCHIA является проведение ряда культурных мероприятий - научная программа, выставочный проект, концерты и кинопоказы, - в которых примут участие ученые, актуальные музыканты и современные художники, так или иначе связанные с определением "Центральная Европа". Существует ли это явление как факт, как нечто, оказавшее влияние на художественное и интеллектуальное творчество, или это лишь конструкт интеллектуалов, греза устаревшего географизма? Государственные и культурные границы и рамки часто не совпадают. Как выстраиваются культурные сообщества? И каким образом они разрушаются?
Фестиваль не собирается будить политическую ностальгию и не является политическим жестом, а всего лишь содержит ряд - будем надеяться, провокационных - вопросов относительно культурных позиций и связей в современности, в прошлом и в будущем.
Существовало ли когда-нибудь в Центральной Европе общее, интернациональное, культурно-интеллектуальное сообщество? А если да, то мешала, или, наоборот, поощряла его функционирование культурная политика Габсбургской монархии?
Эти вопросы являются особенно значимыми в связи с ситуацией, существующей в современной России.
Фестиваль задуман как серия акций из разных областей культуры и интеллектуальной жизни с участниками из Австрии, Венгрии, Италии, Польши, Украины и Чехии.
"@" в названии фестиваля M@NARCHIA - это не только остранение, и не только знак, в котором совмещаются буквы "а" и "о". Это - и символ современности, сегодняшнего состояния, которое фестиваль собирается не только рефлексировать, но и содействовать его формированию.
4. Дискуссионный клуб "The Saloon" (2 зал), 3 - 10 марта.