Городской выставочный зал, Общество "Запад-Восток" г. Тюбингена (Германия) при поддержке Управления культуры Администрации Петрозаводска, Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия представляют выставку GERMAN GLANCE / НЕМЕЦКИЙ ВЗГЛЯД. Курт Гайзельхарт, Сюзанна Мауте, Штефан Потенговски, Герхард Вальтер Фойхтер (Тюбинген, Германия).
Вернисаж: 16 ноября 2006 в 16.00. Время работы выставки: 16 ноября - 15 декабря.
Тема III международной триеннале "Отпечатки" 2006 - "Центростремительное - Центробежное". В фокусе её внимания - различные культурные стратегии, технологии, выбираемые институциями, работающими на поле современного искусства России, в частности системы ГЦСИ (Государственных центров современного искусства). Однако если в применении к ним - заявленная тема звучит как дилемма и требует знак вопроса в конце словосочетания, то совсем по иному стоит расставить знаки препинания, если обратиться к выставке "Немецкий взгляд" - "Центростремительное? Центробежное!". Она представляет в рамках триеннале Германию, являющую собой пример "центробежной" культурной модели государства. В отличие от "центростремительной" России с её извечной доминантой Столицы, в ней вполне автономно и на равных сосуществуют большие и малые города, со своими независимыми культурными программами и деятельностью. Один из них - старейший университетский город Тюбинген, представивший на триеннале в Петрозаводске произведения четырёх художников: печатную графику Курта Гайзельхарта, фотоинсталляции Штефана Потенговски, инсталляции Герхарда Фойхтера и Сюзанны Мауте.
Эта групповая выставка во многом буквально отвечает традиционному интересу петрозаводской триеннале к разным видам нанесения художественных отпечатков на всевозможные поверхности. В первую очередь речь о графическом проекте "Транзитус" Курта Гайзельхарта, автора излюбленного петрозаводчанами "Тюбингенского панно" - пространственной композиции из металла, установленной в 1994 по его проекту на набережной Онежского озера. В своей новой серии, сделанной специально для триеннале, художник использовал оригинальные проектные чертежи "Тюбингенского панно" из литейного цеха АО "Петрозаводскмаш" 1994 года, а также листы с пробными оттисками каталога о нём 1995 года. Использованный в качестве бумажной основы для высокой печати (ксилография + линогравюра) этот визуальный материал стал частью нового единого художественного целого, созданного методом палимпсеста (многократного наслоения).
Фотоинсталляции Штефана Потенговски - тоже своеобразное размышление об "отпечатках", переведённое им в плоскость генетической, исторической психологической взаимосвязи поколений - дедов, отцов и сыновей. Социо-художественный проект Сюзанны Мауте носит почти научный характер исследования на тему психологии восприятия, сфокусированного в области взаимоотношений человека и природы, реального объекта и знака. Выполненные из самодельной бумаги объекты и инсталляции Герхарда Фойхтера - тоже своего рода знаки, некие "указатели", скрытый социальный подтекст которых отсылает к проблеме гуманного отношения к слабым и немощным.
Мария Юфа