Все знают, что Эрмитаж - это сокровищница российского и зарубежного искусства. Многие под этими словами понимают: "изобразительного искусства", пропуская не менее важное - "сокровищница". В Эрмитаже работает Галерея драгоценностей, которая состоит из двух разделов - золотой и бриллиантовой кладовой. В Москву приехали произведения из открытой экспозиции и из фондов Эрмитажа. Освободившееся место в Санкт-Петербурге заняли предметы из кости, которые прежде не были так широко представлены. На три месяца воссоединились две государственные сокровищницы России - Оружейная палата и Галерея драгоценностей Эрмитажа. Уникальная возможность ознакомиться с шедеврами русского и мирового ювелирного искусства.
Это первая такая масштабная выставка, когда из Санкт-Петербурга выехало 80 лучших предметов коллекции Эрмитажа. Музеи Московского Кремля и Эрмитаж довольно часто сотрудничают на выставках в России и за рубежом. Сейчас совместная выставка двух музеев проходит в Стрельне, выставка серебра - в Варшаве. На многих прежних выставках Музеев Московского Кремля Эрмитаж участвовал несколькими экспонатами по заданной теме. Выставка Галереи драгоценностей строилась сотрудниками Эрмитажа. Многие предметы, которые приехали в Москву, сотрудники Московского Кремля даже боялись попросить, а Эрмитаж по своей воле проявил щедрость. Выставка является подарком Музеям Московского Кремля в год 200-летия, а значит, и посетителям музея. Часто выставка из одного музея подразумевает дальнейший ответный шаг. Михаил Борисович Пиотровский сказал, что выставка Эрмитажа подготовлена в знак уважения к Музеям Кремля, каких-либо взаимозачетов не требует.
Экспозиция построена достаточно традиционно. Коллекция Эрмитажа стойко ассоциируется с золотом скифов. Многие из этих предметов известны публике по воспроизведениям, но всегда приятно увидеть эти уникальные вещи своими глазами - "Бляха поясная со сценой под деревом" (V-IV вв. до н. э.), браслет спиральный в 14 оборотов, который завершается сценой, где тигр заглатывает оленя-марала (IV - III до н. э.).
Далее представлены античные предметы - ожерелье с зерновидными подвесками (начало IV в. до н. э.). Височная подвеска с изображением Афины Парфенос (IV в. до н. э.) стала эмблемой выставки, именно она вынесена на афишу и на обложку каталога выставки. Оливковый венок (середина IV в. до н. э.) - очень хрупкая вещь, сложная для перевозки. Впрочем, как и все прочие экспонаты.
В следующих витринах показано искусство Востока. Китайские ювелирные изделия выполнены в тончайшей технике филиграни. Сосуд с двумя ручками-драконами (конец XVII - начала XVIII века) предположительно из коллекции Петра I.
У Музеев Московского Кремля прекрасный выставочный отдел, предметы из драгоценных металлов очень выигрышно смотрятся на фоне синей ткани, выставлены в витринах с полным осмотром и хорошо освещены. М. Б. Пиотровский признался, что Ларец Ядвиги-Ягеллонки (1533) в Кремле выставлен лучше, чем в Санкт-Петербурге.
Выставка завершается произведениями отечественного производства. Несмотря на то, что Петр I не был большим поклонником ювелирного искусства, но он был императором, а драгоценности - неотъемлемая часть атрибутов власти. Это не только личные вещи, но и государственные регалии. При Петре I ювелирное дело не получило сильного развития, стояли друг приоритеты - строительство, военные расходы. Да и добыча золотой и серебряной руды была еще слабо развита. Процесс набирал обороты, когда к государственному управлению пришли дамы. Елизавета Петровна, Екатерина II сделали многое для пополнения собрания драгоценностей, как и для развития их производства. Тогда же были выделены специальные комнаты Зимнего дворца для хранения коллекции. С 1850-года Галерею драгоценностей можно было посетить по билетам, то есть уже 156 лет.
Во время мужского управления в России коллекция тоже пополнялась, примером тому служат комплекты конской упряжи с алмазами. Завершается выставка произведениями Фаберже (Н. Трегуб)
Выставка открыток в Кремле http://www.museum.ru/N29379