В поисках русалок, единорогов, кентавров, сфинксов, грифонов, гиппогрифов и прочих химер можно отправиться в путешествие по океану мировой литературы или в кино. Кто-то искал и ищет "неведомые дорожки невиданных зверей" в джунглях Амазонии, на полюсах Земли и в других не менее замечательных далеких и труднодоступных местах. Сейчас этих загадочных существ можно встретить в Петербурге на Почтамтской улице, в Музее истории религии. На Второй фестиваль детских музейных программ на берегах Невы из Финляндии прибыл проект некогда московского, а ныне проживающего в Хельсинки, художника Александра Райхштейна "BESTIARIUM CONSTRUENDUM: мифологический конструктор". Сказочной фауной он заинтересовался давно. Сначала художник рисовал ее представителей, иллюстрируя детские книжки. Затем превратил в главных героев своих инсталляций. Ведь, считает художник, детям мало только видеть сказочных персонажей. Им хочется более тесного общения. Трогать, двигать их, лазать по ним. Все проекты Райхштейна дают юным исследователям возможность осуществить эти желания. Премьера "Бестиария" состоялась 3 года назад в музее Амоса Андерсена в Хельсинки. С тех пор фантастический конструктор пользуется неизменной популярностью у детей и их родителей.
В начале XXI века наука творит чудеса. Космические корабли, регулярно выигрывая споры с земной гравитацией, отправляются к звездам. Роботы уже не только ходят, но также бегают, прыгают и говорят. Мечты писателей-фантастов превращаются в часть повседневной действительности. Однако, чем существенней и вещественней успехи "рационально знания", тем чаще человек ищет встречи с героями сказок и легенд. Потому проект, представленный Музеем истории религии, художник адресует всем. Всем детям, от 5 до 95 лет.
Первые изображения вышеперечисленных и прочих легендарных вымышленных существ появились на заре человеческой цивилизации. Их можно встретить уже в первых произведениях мастеров страны пирамид и в городах долины Тигра и Евфрата. Как, когда, зачем и почему человек "создал" этих чудесных обитателей нашей планеты неизвестно. Сможет ли кто-нибудь когда-нибудь ответить на эти вопросы также неизвестно. Однако, придя на интерактивную выставку Александра Райхштейна, продляющуюся до 9 ноября, каждый сможет внести свой вклад в мировую историю "чудовищестроения".
Однажды Александр Райхштейн изобрел мифологический конструктор. Придумал и очень удивился, что никто не придумал его раньше. Художник понял: все фантастические создания можно сложить из элементов фигур семи существ. Вот они: человек (в данном случае женщина), лошадь, змея, крокодил, рыба, орел и лев. Правда, потом Райхштейн добавил еще семь (семь, как известно число волшебное) элементов: голову мужчины, голову собаки или волка (по вкусу), голову быка, крылья летучей мыши, рог, хвосты двух модификаций (один короткий, другой длинный). К радости детей (и взрослых - да, да взрослые также радостно, как и малыши принимают участие в этой игре), конструктор сделан так, что творение вашей фантазии не замирает в неподвижности. Оно может двигаться. Например, повернуть голову или хвост.
Каждый день "экспозиция" выставки меняется. Появляется новые чудовища, но старые бесследно не исчезают. Они продолжают жить в каталоге "BESTIARIUM CONSTRUENDUM". Он тоже экспонат выставки. Также юные посетители выставки могут сконструировать свое чудовище из бумажного аналога конструктора. Его двойника, созданного при помощи ксерокса, ребенок сможет унести домой.
(с) Музеи России
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N28368