Московский музей современного искусства представляют выставку АРТЕФАКТЫ Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.
Сегодня у Франциско Инфанте и Нонны Горюновой бенефис. За последние годы в Москве у художников состоялось множество выставок, но эта - особенная. Экспозиция в Московском музее современного искусства станет крупнейшей ретроспективой творчества знаменитой пары.
Мечтатели и конструкторы, когда-то кинетисты, где-то концептуалисты, Франциско Инфанте и Нонна Горюнова внесли вклад в современное искусство еще в начале 70-х, создав свои "артефакты". Идея проста: в естественное природное пространство внедряется продукт второй, рукодельной, природы; внедряется так, чтобы создать с природой №1 некое иллюзорное целое. Например, заслонить линию горизонта цветной полоской, закрепленной на невидимой леске. Создать из зеркал сложное отражение-искажение окружающего пейзажа. Изобразить в синем небе, на фоне облачков, какую-нибудь супрематическую дыру. Полученная конструкция снимается на фотопленку; напечатанное изображение и называется "артефакт". "Артефакты" даже сегодня поражают своей нестандартностью: без Photoshop, одними лишь ниточками и зеркалами создается нечто балансирующее на грани реальности и фантазийности, материальной конструкции и иллюзии.
Инфанте и Горюнова изначально были б?льшими поэтами, чем их сверстники - лэнд-артисты Европы и Америки. Конструкциям творцов "артефактов" изначально присущи одухотворенное чувство пантеистического мира, музыкальная игра с пространством на зыбких струнах света и тени. Специалисты еще долго будут спорить, кто первым завернул горизонт в шелк, Инфанте или Кристо, кто первым создал виртуальные дыры в реальном пейзаже, не прибегая к кибернетическим технологиям, но только имитируя их вторжение, - Инфанте или француз Руис. Просто искусство Франциско Инфанте и Нонны Горюновой еще тридцать лет назад было свидетельством нерасторжимости, единства процесса развития современного искусства во всем мире, несмотря ни на какие заслоны и запреты. Художникам из России рукоплескали в Касселе и в Париже, в Нью-Йорке и в Лондоне, в Мадриде и в Токио, видя в их искусстве продолжение традиции русского авангарда, супрематизма, выплеснувшегося с плоскости картин, невоплощенных рисованных эскизов в реальное пространство. Инфанте и Горюнова стали первопроходцами синтетического пространственного искусства, вышедшего из коробки выставочного зала даже не в городскую среду, но за пределы урбанистического, освоенного другими пространства в живую "неприрученную" художниками природу.
Ощущением реальности умозрительных идей, реальности вымышленных оптических конструкций исполнена вся экспозиция "АРТЕФАКТЫ", заполнившая четыре этажа музея в Ермолаевском переулке, 17. Группирующиеся по сериям на плоскости стен, снабженные подробной документацией и, наоборот, вышедшие в пространство, подвешенные на расстоянии от стен и оснащенные специальной подсветкой, объекты Инфанте - Горюновой создают новую архитектуру; дополнительный эффект придают световые рефлексы на стенах и на полу выставочных залов. Светлый фон и темный фон, линии и контуры, игры с перспективой, со зрением и воображением зрителя - фотоинсталляции наполнены живописными эффектам и гимническим настроением, утверждением вечной тайны гармонии.
Экспозиция составлена из более чем 500 произведений 1960-х-2000-х годов и сопровождается каталогом.
Франциско Инфанте (1943) и Нонна Горюнова (1944) - художники, работающие на открытом воздухе. Они фотографируют ситуацию инспирируемого ими особого взаимодействия между искусственным объектом и природой.
Результат - слайд или фотографию - с 1975 художники называют "АРТЕФАКТ". При этом Артефакт является не фотографическим воспроизведением искусственно симулированного коллажа или монтажа, но обязательно фиксирует реальные инсталляции, имевшие место в реальном пространстве и времени.
Произведения художников экспонировались в крупнейших отечественных и зарубежных музеях и галереях. Их работы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, а также в более чем 20 музейных коллекциях в России и за рубежом. В 1996 году Франциско Инфанте был удостоен Государственной премии Российской Федерации "за разработку нового языка в искусстве".
Выставка осуществлена при содействии pARTner gallery. Выставочная печать фотографий: PROLAB. Выставочное оформление фотографий: ART Frame.
Открытие выставки: 5 октября 2006 года в 18.00. Выставка открыта по 6 ноября 2006 года.