Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Скульптура в дереве. ХХ век". Пресс-показ 7 сентября в 14.00, вернисаж - в 16.00. Выставка открыта с 8 сентября по 5 ноября 2006. Крымский Вал, 10 (залы 80-81).
Третьяковская галерея располагает крупнейшим собранием скульптуры в дереве русских мастеров ХХ века, которое насчитывает в настоящее время более четырехсот работ. В экспозиции будут представлены произведения как знаменитых, так и малоизвестных авторов.
Дерево появилось в профессиональной скульптуре в начале XX века. В 1911 году Советом Третьяковской галереи был приобретен "Старичок-полевичок" С.Т.Коненкова. Именно Коненков первым открыл новые богатейшие выразительные возможности, образные качества дерева, многообразие его художественной обработки. С деревом работали А.С.Голубкина (в 1915 году Совет галереи приобрел ее работы "Портрет А.М.Ремизова", "Портрет А.Н.Толстого" и "О, да!...") и А.Т.Матвеев (в 1922 году галерея получила такой шедевр, как "Надевающая чулок"). Этими приобретениями было продолжено собирание коллекции современной скульптуры в дереве.
В 1920-х - первой половине 1930-х годов дерево стало самым популярным материалом. Его мастерски использовали Б.Д.Королев, Б.Ю.Сандомирская, И.Г.Фрих-Хар, С.В.Кольцов, А.Н.Златовраций, В.А.Ватагин, С.Д.Эрьзя. В начале 1930-х годов была создана "Бригада скульпторов, работающих в дереве". В 1935 году в Москве обществом Всекохудожник была организована выставка "Скульптура в дереве", которая имела большое принципиальное и практическое значение. К сожалению, она не стала, как мыслили ее устроители, проводиться систематически. Затем художественная практика работы в дереве прервалась почти на тридцать лет, хотя отдельные удачные работы в этом материале появлялись и в 1940-е - 1950-е годы.
В 1960-е скульпторы снова обращаются к дереву как пластическому материалу. В это время достоянием культурной общественности и специалистов стала древнерусская скульптура. Изучение обнаруженных многочисленными археологическими экспедициями памятников деревянной пластики позволили поднять целый пласт прежде неизвестной культуры. Интерес к древним памятникам был особо значим для молодого поколения художников. Он счастливым образом совпал с возвращением в Москву после долгой эмиграции С.Т.Коненкова и знакомством с его произведениями. В 1960-е годы дерево вновь и вплоть до настоящего времени обретает статус одного из основных материалов скульптуры. В 1966 году в Париже, Москве и Ленинграде прошла выставка русской деревянной скульптуры. Большой успех имела экспозиция "Русское дерево" в Париже в 1973 году.
В собрание Галереи были приобретены работы в дереве Д.М.Шаховского, М.М.Воскресенской, М.Н.Смирнова, Т.М.Соколовой, П.М.Шимеса, А.С.Цветкова, в дальнейшем - Н.И.Жилинской, А.Г.Пологовой, А.Н.Красулина. В последние годы в коллекцию поступили произведения А.Ф.Комелина, В.И.Корнеева, А.А.Константинова, И.Ф.Блюмель, Г.А.Воронова, В.А.Епихина, В.П.Буйначева и других.
Художественные возможности современного русского дерева неисчерпаемы. В силу своей доступности, многообразия выразительных возможностей дерево оказалось востребованным и приверженцами традиционной скульптуры, и сторонниками формальных направлений.