Главные божества пантеона ренессансных мастеров хорошо всем известны - это, конечно, Леонардо, Рафаэль и Микеланджело ("верховным божеством" почитается то один, то другой, но триада эта остается неизменной на протяжении столетий). Андреа Мантенья, рыцарь и придворный живописец могущественного маркиза Гонзага, правителя Мантуи, чьи картины сегодня можно видеть в Эрмитаже, мастер не столь известный, но тоже весьма почитаемый. Он был предшественником титанов Возрождения. Одним из тех чье творчество учило и вдохновляло их. И, редкий случай, одним из тех мастеров Кватроченто, что почитался ими, чье искусство, по их мнению, было уже вполне совершенно.
Две картины, "Святое семейство со святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем и Захарией" и "Спаситель", гостят в музее на Дворцовой набережной в рамках проекта "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". Не самые знаменитые, но крайне интересные, необычные, в первую очередь, для творчества самого Мантеньи произведения. Эти картины уникальны. Кстати, вероятно, именно поэтому творения эти не слишком хорошо известны широкой публике. Они дают шанс познакомиться с творчеством великого художника в российских коллекциях, к сожалению, не представленного. Эти произведения будут выставлены до 25 июля.
В сентябре, когда хронометр истории отметит полтысячелетия со дня смерти живописца, другие произведения итальянского мастера зрители смогут увидеть в Эрмитаже. Смогут сравнить их с теми, что экспонируются в Итальянских кабинетах дворца сейчас. Они были написаны мастером в последние годы жизни ("Спаситель" 1493 года, а "Святое семейство со святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем и Захарией" написано в 1504-1506 годах). В них художник перешел на некий новый уровень восприятия и воплощения художественной реальности. Особенно хорошо это заметно в "Святом семействе со святыми".
Мантенья известен как живописец-скульптор. Нет, не потому, что он увлекался ваянием (для той эпохи вещь привычная). А потому, что персонажи его картин и фресок казалось, созданы не кистью живописца, а резцом скульптора, античного скульптора. Нередко Мантенью упрекали за это. Ответ на эти упреки был скор и беспощаден, например, есть легенда, что учитель Андреа, с которым тот по какой-то причине рассорился, высказал подобное мнение. Мантенья ответил тем, что изобразил его в весьма комическом виде в одном из своих произведений.
Он "придерживался того мнения, что хорошие античные статуи более совершенны и обладают более прекрасными частями, чем мы это видим в природе", - так писал о Мантенье итальянский художник, родоначальник истории искусства Джорджио Вазари. Мантенья горел мечтой воскресить величие Древнего Рима. И в исполнении этой мечты был он максимально серьезен и методичен. Художник - ученый. Рыцарь Античности (и в жизни он был возведен в рыцарское звание - редкая честь для живописца), провидевший прошлое, воскресивший (хотя и невольно), как показывают современные исследования, истинный облик древних статуй, не беломраморных, а раскрашенных. Можно лишь поражаться силе его воображения, точности с которой он смог воспроизвести облик древнего мира, о котором художник и коллекционер Мантенья знал так немного. Археологические находки, открывшие облик античного Рима, были еще впереди.
"Спаситель" (из Городского музея города Корреджо) картина, исполненная благородный простоты. Но, пострадавшая, к несчастью, от рук неумелых реставраторов. "Святое семейство со святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем и Захарией" (из Мантуи). Произведение, в котором Андреа Мантенья, кажется, впервые увидел свет, тот свет, придающий особую мягкость, почти эфемерность всему сущему, что прославил живопись Северной Италии, которую именно Мантенья вывел из объятий искусства интернациональной готики.
Святое семейство и семейство Иаонна Крестителя. Благородным спокойствием отмечены их лица. Вокруг золото апельсиновой рощи. Роща прекрасного сада, что наполнена дивным золотым сиянием, земное воплощение Рая. Хотя, возможно, все было наоборот и это персонажи волею провидения (а точнее художника) были перенесены на некоторое время в иное, трансцендентальное пространство.
Статуи ожили. Кровь пульсирует в венах, появилась мягкость и плавность движений. Воспоминание о древности, стало жизнью. Картина эта была написана художником для капеллы Святого Иоанна Крестителя главного храма Мантуи Сант-Андреа, где он был похоронен. Для той же капеллы, для своего надгробия, Мантенья написал, пожалуй, самую удивительную из своих картин, запечатлевшую мертвого Христа. Сюжет обычен, но не исполнение. Мантенья самым удивительным образом "положил" тело, ногами к зрителю. По этой причине в старину ее называли "Ракурс".
Спешите в Эрмитаж увидеть самые необычные произведенья итальянского мастера, воскресившего, оживившего мир Античного искусства, сделавшего его реальностью Италии XV столетия, эпохи Кватроченто.
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N27504
(с) Музеи России