Беседа с куратором выставки "Шедевры музея Орсе", главным хранителем Третьяковской галереи, Екатериной Леонидовной Селезневой. Полностью интервью опубликовано в ноябрьском номере журнала "Мир музея" - журнал уже вышел.
Выставку из Музея Орсе посмотрело около 180 тыс. посетителей. Совершенно справедливо назвать ее самой популярной музейной выставкой последнего времени. Сейчас лето, и дачный сезон в разгаре, чтобы выставку успели посетить все желающие, выставка будет работать последний день 17 июля в понедельник. Обычно понедельник - это выходной день для нашего музея, но мы хотим предоставить последний шанс тем, кто не сможет посетить выставку в субботу и воскресенье.
Кому-то может показаться, что на выставке немного картин. Это правда, представлено 38 произведений живописи. На выставке только шедевры, а их не может быть много. На выставке прекрасно представлена французская скульптура: 17 произведений. Именно она организует композиционный центр экспозиции. Скульптуру сложно показывать. На выставке посетители увидели произведения Э. Дега, шедевр О. Родена "Бронзовый век", А. Майоля "Средиземноморье", работы А. Бурделя "Аполлон" и "Пенелопа". Показанные скульптуры, это не только часть французского искусства, они вошли в мировое культурное наследие, и важно показать их в России.
Если посмотреть книгу отзывов, то она наполнена многими словами благодарности. Самый трогательный отзыв от ветерана, посетившего выставку в канун 9 мая. Он пишет, что никогда не был в Париже и не чаял уже увидеть Музей Орсе, и очень рад, что на склоне лет ему представилась возможность увидеть эти прекрасные работы.
Третьяковская галерея благодарна Музею Орсе за то, что наши коллеги согласились на беспрецедентную выдачу произведений. Эти работы не из запасников, а из постоянной экспозиции, самые лучшие, самые известные. Каждая картина из списка обсуждалась и согласовывалась с партнерами. Музей Орсе предложил на выбор "Балкон" или "Флейтиста" Эдуарда Мане - выдать обе картины одновременно было невозможно. "Флейтист" уже приезжал в Москву в составе большой выставки французского искусства, которая проходила в Музее изобразительных искусств и был помещен на обложку каталога. Поэтому выбрали "Балкон". Российская коллекция произведений П. Гогена одна из лучших в мире. Поэтому Третьяковская галерея предпочла привезти в Москву его скульптуру "Овири" и "Натюрморт с веером", которые у нас известны немногим.
Устроителям хотелось, чтобы выставка побуждала посетителей сравнивать французское и русское искусство второй половины ХIX века, чтобы они увидели, как французская "прививка" осветлила русскую палитру, привила российским художникам вкус к работе над формой. Но Третьяковская галерея не ждет здесь немедленных результатов. Наивно предположить, что после выставки Орсе посетитель сразу пойдет и в Лаврушинский переулок, и в Музей изобразительных искусств. Но это обязательно случится, возможно, через некоторое время. И тогда зритель обязательно вспомнит произведения увиденные на выставке Орсе. Многие посетители, посмотрев французские шедевры, заходили и на выставку "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею", проходили через обновленные залы искусства ХХ века. Мы на это и рассчитывали. К выставке подготовлен каталог, достаточно дорогой, так как необходимо было оплатить право на воспроизведение произведений. Описания картин сделаны нашими французскими коллегами. Каталог интересный, он востребован. Статья о выставке есть в журнале "Третьяковская галерея", этот журнал также нравится зрителям.
Как выставка выглядела по сравнению с коллекцией Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина? И. А. Антонова, директор ГМИИ, оценила и похвалила наш выбор.
Из-за колоссальной стоимости выставки, повторить что-либо подобное в ближайшее время будет сложно. Третьяковская галерея давно и плодотворно сотрудничает с Русским музеем, часто выставка после экспонирования в одной из одной столиц бывает показана во второй, это позволяет сократить расходы. Но в этом случае Русский музей по финансовым соображениям сразу же отказался от показа выставки Орсе в Санкт-Петербурге.
При подборе произведений для выставки учитывались самые разные обстоятельства. Например, в России малоизвестен художник Г. Моро, но именно он был учителем А. Матисса, "Галатея" Моро - одно из открытий выставки. Мы очень рады, что удалось привезти "Балкон" Э. Мане, "Танец в деревне" О. Ренуара. "Танец" пожалуй, наиболее соответствует идее праздника, посвященного юбилею Третьяковской галереи. Именно эта картина украшает обложку каталога, она стала одной из афиш выставки. Еще следует назвать "Ледоход на Сене" К. Моне, "Звездную ночь" В. Ван Гога, "За туалетом" А. Тулуз-Лотрека. Тулуз-Лотрек часто работал в хрупкой технике пастели, поэтому многие его произведения не выдаются.
Выставка заканчивает свою работу. Но сотрудничество Третьяковской галереи и Музея Орсе на этом не заканчивается. Через несколько лет мы надеемся организовать выставку графики из Орсе в залах Третьяковской галереи.
Чем привлекает импрессионизм зрителя? Импрессионизм - это искусство, воспевающее жизнь, радость прожитых мгновений, оно вызывает восхищение, как бы говоря "Остановись мгновение, ты прекрасно!"
Беседу записала Н.Трегуб.
О других выставках к юбилею Третьяковской галереи http://www.museum.ru/N26970
О выставках к юбилею ГТГ в других городах http://www.museum.ru/N27537