Лишь недавно пространство Николаевского зала Эрмитажа покинули работы Рембрандта. И вот уже работы другого голландского мастера заняли их место. Только, на этот раз, зрителей ждет знакомство с искусством современным. Хотя, Виллем де Кунинг уже давно завоевал право называться классиком, классиком живописи ХХ века. Которая, к сожалению, в нашей стране известна плохо и в российских музеях практически не представлена.
По рождению Виллем де Кунинг был голландцем, но все же в первую очередь он представляет искусство американское. В Америку будущий мэтр американского абстрактного экспрессионизма эмигрировал еще в юности (причем нелегально). Первой официальной работой де Кунинга, связанной с живописью, на новой родине была работа маляра (хотя в Голландии он успел получить художественное образование). Его городом стал Нью-Йорк, столица искусств послевоенного мира. Сюда художник приехал в 1927 году. Здесь к нему пришла слава, случилось это, правда, не сразу лишь в 1950-х годах.
Абстрактный экспрессионизм или живопись действия, первое направление американской живописи, получившее международное признание. Ее изобретение традиционно связывают с именем американского художника Джексона Поллока, который бросив вызов привычным представлениям о технике создания живописных произведений, обеспечил себе внимание и критиков, и зрителей, и заказчиков. Он поливал, забрызгивал, забрасывал краской гигантские холсты, расстеленные на полу мастерской. Ибо более всего мастера этого направление ценили случайное, они верили в спонтанность творческого процесса. И приводили в поддержку этого метода традиции мистических учений Востока, в первую очередь дзэн-буддизма, особо модного в то время. Манера Поллока получила название "капельного письма", манера де Кунинга "живопись жеста".
Работы, выставленные в Эрмитаже, принадлежат последним десятилетиям жизни и творчества мастера. Безымянные композиции, построенный хаос линий, обволакивающий пульсирующие яркие красочные пятна… Соединяясь, они сворачиваются в клубки, сплетаются и распрямляются. Ритм их движения может быть плавен и спокоен, но в следующий момент все может измениться, они сомкнуться в драматическом исступлении танца живописи. Широкие мазки красного, желтого, синего растворяются друг в друге и в чистоте белого фона. Чистая абстракция, освобожденная от связи с реальностью, во всяком случаи с материальными ее явлениями, и из тисков сюжета. Живопись-музыка. Живопись, не рассказывающая истории, живопись, хранящая и создающая настроения. Процесс создания которой более подчинен чувству, нежели разуму. Изредка в ней можно угадать воспоминание о фигуративной живописи прошлого, произведениях первых поколений модернистов. Анри Матисс, Пабло Пикассо, Василий Кандинский, мастера, чьи произведения стояли перед мысленным взором голландского художника.
Серия полотен, что экспонируется сегодня в Эрмитаже, относится к наиболее оптимистичным творениям художника. В них чаще звучат звуки чистой радости, нежели мрачный драматизм свойственный большинству его произведений. Они не требуют от зрителя кропотливого, скрупулезного анализа, длинных витиеватых рассуждений о значении той или иной линии, того или иного пятна. Они призывают нас к наслаждению "чистой" живописью, ее свободой.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N27501
(с) Музеи России