Исторический музей открыл выставку фотографии. Надо признать, что фотография все еще Золушка в музейном деле. Каждый из нас имеет солидный багаж фотографий, но как-то мы не склонны преувеличивать их значение. В музее посетитель в первую очередь ценит картины, в той же весовой категории идут изделия из драгоценных металлов, потом разнообразные предметы быта и далее фотографии и архивы. То есть, к фотографии публика относится скорее как к дополнительному материалу. Последнее время ситуация исправляется. Идею, что фотография обладает значительной художественной ценностью, укрепляют выставки. В Историческом музее таких выставок было уже четыре, это пятая.
Благодаря современным средствам медиа, мы знаем имена знаменитых зарубежных фотографов Ньютона, Мепплторпа, Сэм Брук. А сколько русских фотографов? Восполнить этот пробел предлагается на выставке "Андрей Карелин. Портрет в интерьере". Красивые фотографии с прекрасными девушками в кружевах и задумчивым взглядом появились не в эпоху глянцевых журналов, а раньше. Так фотограф Андрей Осипович Карелин (1837 - 1806) начал работать с фотографией в 60-е годы XIX века. В это время будущий фотограф обучался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Таким образом, натура художника и фотографа слились во едино. Параллельно с фотографией художник преподавал в рисовальной школе.
Художественное начало чувствуется в каждой фотографии. Андрей Карелин большую часть жизни прожил в Нижнем Новгороде. Он обращал внимание на красоту архитектуры города, на масштабность панорам. По фотографиям Нижнего Новгорода Карелина был выпущен альбом. Некоторые виды города представлены на выставке.
Его работы пользовались признанием как в России, так и за рубежом. У Карелина было свое ателье "Фотография и живопись". Чем же отличалась мастерская Карелина от других? Его увлечение фотографией сочеталось с коллекционированием. Андрей Осипович собирал предметы старины, которые были ценны сами и по себе, а также выступали в виде антуража на его фотографиях. Так появились фотографии барышень в праздничных народных костюмах. Жанровые сценки с крестьянками; девушка, которая тянется к узорной полочке с разными изящными вещицами. Ателье можно было посетить и для заказа фотографии, и просто как музей.
Композиция одной из фотографий повторяет картину К. Маковского "Свадебный боярский пир". Как видите, воспроизводить в костюмах известные картины начали не только в наше время. Интересна постановочная фотография "Жмурки". На семейных фотографиях используется мотив зеркала, романтические девушки смотрят в окно.
Кроме жанровых сцен Карелин работал в жанре портрета. Конечно, на выставке представлены портреты его близких - жены и детей. Карелин был знаком со многими художниками, деятелями культуры, науки. На выставке Вы увидите портреты химика Д. И. Менделеева, коллекционера П. И. Щукина, художников К. Е. Маковского, В. В. Верещагина, И. И. Шишкина.
Выставка дополнена живописью Нижегородского художественного музея, предметами декоративно-прикладного искусства Нижегородского музея-заповедника. Часть фотографий представлена Русским музеем фотографий из Нижнего Новгорода. Коллекция Карелина по его предложению была приобретена Историческим музеем, ее предметы представлены на выставке. Таким образом, в выставке приняли участие произведения из нескольких музеев. Исторический музей продолжает традицию работать с межмузейными проектами. На выставке переплелись история фотографии, история русской культуры и история личности Андрея Осиповича Карелина. Этот сложный сплав рождает многогранный образ.
Есть ли на выставке модные интерактивные затеи? Если Вы заинтересовались жанром старинной фотографии, то можете сфотографироваться прямо на выставке. Черно-белые (точнее - цвета сепии) фотографии печатают на самом современном оборудовании в Вашем присутствии. Одна часть зала отведена под старинно-современное фотоателье. Есть примерочная, если Вы принесете с собой платье, то есть где переодеться. Приятно получить фото на память, о такой выставке Вы не забудете (Н. Трегуб)