В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею". На выставке представлены произведения более чем из 30 музеев России. Сборную выставку такого качества организовать очень сложно. Всего в России более 200 художественных музеев. Как выбрать музеи и работы? Третьяковская галерея отдала предпочтение тем музеям, с которыми она уже работала по проекту "Золотая карта России". То есть, собрания этих музеев уже были представлены в Москве. Каждая выставка Золотой карты тщательно подготавливалась, сотрудники Третьяковской галереи ездили в каждый региональный музей, чтобы выбрать лучшие произведения на выставку в Москве. При подготовке выставки "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею" сотрудники музея уже хорошо знали собрания и знали, какие работы они хотели бы пригласить на повторные гастроли. Что это за работы? Во-первых, это работы, которые прежде были в собрании ГТГ, но во время переформирования музейного фонда они перешли в коллекцию региональных музеев. Во-вторых, это произведения, которые Третьяковская галерея мечтала бы иметь в своих фондах, но они хранятся в других музеях.
Когда были подобраны музеи и картины, была посчитана предварительная стоимость выставки. Она получилась невероятно большой. Считается, что очень дорого привозить выставки из-за границы. Но привезти работы из музея Республики Саха (Якутия) тоже стоит больших денег. Проще всего было отказаться от такой затеи. Юбилейная программа насыщена, мероприятий достаточно. Ничего страшного не случится, если из их числа удалить одну выставку. Решение о проведении выставки принял лично директор Третьяковской галереи В. А. Родионов. В одной стороны, выставка нужна Третьяковской галерее. Она показывает, что все музеи связаны общими нитями. Но с другой стороны, выставка нужна и региональным музеям. На выставку легче приехать дирекции и сотрудникам музеев. А значит, за поздравлениями последует живое общение и планы дальнейшего сотрудничества. На юбилей Третьяковской галереи приехали представители многих зарубежных музеев, которые не подозревают о сокровищах российских региональных музеев. Да что там зарубежные гости, многие москвичи незнакомы с коллекциями Астраханской галереи, Череповецкого музея, Тюменского музея изобразительных искусств и т. д. Для Третьяковской галереи важно, чтобы с выставкой познакомилась широкая публика. Для музея важно, чтобы произведения посмотрели представители зарубежных галерей. К выставке подготовлен каталог, сейчас он вышел на русском языке, и уже подготовлен английский вариант. Все гости юбилея получат каталог на своем языке. Третьяковская галерея считает важным, чтобы за рубежом знали о собраниях российских музеев и приглашали эти музеи и их произведения на международные выставки. В каталоге кроме названия работ, еще приведена краткая история музеев.
Выставка представляет искусство от XIV до начала XX века. Выставка - это поздравление, подарок. Она открывается кувшинками "Лилии. Ненюфары" И. И. Левитана (1895) и букетом "Гурзуфа" К. А. Коровина (1916).
Потом идут иконы. Архангел Михаил из Рязани (конец XV - начало XVI века). Северная чистота красок иконы "Мученики Флор и Лавр" (XVI век), полный Дейсусный чин из 9 икон со Спасом в Силах Череповецкого музея. "Чудо Георгия о змие с житием" Архангельского музея.
Следующий зал посвящен XVIII веку. Открывает его два садебных портрета К. И. Тишининой и Н. И. Тишинина И. Я. Вишнякова (1755), в нем еще чувствуется наследие парсунной живописи. Парный портрет приехал из Рыбинского музея. В жемчужной гамме написаны "Дети с барашком" В. Л. Боровиковского (начало 1790-х гг) из Рязанского музея. Для многих было неожиданно увидеть довольно большой по формату пейзаж "Альбано близ Рима" М. И. Лебедева (1836) из Самарского музея. Если "Гадающая Светлана" К. П. Брюллова недавно показывалась в Москве, то картина "Пери и ангел" (1839-1843) никогда не покидала Волгоградского музея.
XIX век представлен И. Е. Репиным, А. К Саврасовым, К. Е. Маковским, В. А. Серовым, И. И. Шишкиным. Открытие выставки работа "В провинции (гуляние)" Б. М. Кустодиева (1910) Костромского музея. Конечно, Вы обратите внимание на "Павлина" М. Ф. Ларионова (1908) Омского музея.
Завершает выставку "Советская физкультура" А. Н. Самохвалова (1935) Нижнетагиского музея. Это эскиз панно заключительного зала советского павильона Международной выставки в Париже. Выставку начинают иконы, которые очень уважают в Европе, а завершает оптимистическая советская живопись, которая признавалась за рубежом. Так выставка начинается и завершается на торжественной ноте. С праздником (Н. Трегуб).
Дополнительно о произведениях Владимиро-Суздальского музея-заповедника на выставке http://www.museum.ru/N26816
Поздравление от Музея изобразительных искусств Республики Карелия http://www.museum.ru/N26486
Поздравление Радищевского музея http://www.museum.ru/N26593
Вторая часть выставки "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею проходит в Лаврушинском переулке" http://www.museum.ru/N26890