Хогарт, Хокни и Стравинский. Так звучит название новой выставки Эрмитажа, разместившейся в фойе Эрмитажного театра. И очень правильно, кстати, разместившейся. Но обо всем по порядку.
Кто они, эти люди, чьи имена вынесены в заглавие экспозиции? И что их объединяет? Уильям Хогарт - английский художник и гравер. Жил он в XVIII веке и мечтал изменить отношение своих соотечественников к художникам. Нет, ценители искусства на островах Туманного Альбиона были. Но, вот незадача, в число почитаемых ими мастеров принципиально не входили их соотечественники и современники (притом первый пункт имел решающее значение). Игорь Стравинский - русский композитор. Прославили его "Парижские сезоны" Дягилева. В 1914, перед началом Первой мировой войны, он навсегда покинул Россию. Дэвид Хокни - современный британский художник (один из самых высоко оплачиваемых, между прочим). Формально (в современном искусстве границы жанров и направлений, как известно, весьма размыты) причисляется к Поп-арту, направлению прославленному Энди Уорхоллом. Итак, формальное знакомство с действующими лицами закончено. Представление, точнее опера, начинается…
Началась эта история в 1735 году. В этот год Уильям Хогарт выпустил серию гравюр "Похождения повесы" (у нас она более известна под именем "Карьера мота"). Здесь перед нами в восьми сценах разыгрывается нравоучительная драма с весьма печальным концом. Ее "герой" Том Рэйкуэлл. Хороший, милый юноша, но, получив наследство, оставил он родной дом, скромную и праведную жизнь и устремился в Лондон. Поддавшись фальшивому (во всяком случае, с точки зрения Хогарта) блеску светской жизни он спускает состояние, запутывается в долгах… Результат: преступление и смерть в беспамятстве сумасшедшего дома. Рассказ для творчества Хогарта (и Англии этого века, заменившей моралью игривость французского искусства галантного столетия) весьма и весьма характерный.
Стравинский увидел "Похождения повесы" в 1947 году на выставке чикагского Института искусств. Впечатление оказалось столь сильным, что он, немедля, приступает к созданию оперы (забегая вперед можно сказать, что она станет первой и единственной "полноформатной" оперой композитора). Редкое событие, возникновение оперы из визуального повествования. Но, надо сказать, в случае с Хогартом вполне закономерное. Он был не просто художником, он был режиссером своих картин (сначала была живопись, лишь вслед ей появлялись гравюры, но популярность и состояние художник заработал именно на последних). Создавая полотно, он ставил спектакль. Сам Хогарт сравнивал свою работу с работой драматурга и режиссера. Персонажи превратились в "действующие лица". Однако спектакли его были пантомимой, ни живопись, ни гравюра даром речи не наделены. Стравинский дал его им. Все персонажи узнаваемы, узнаваемы сцены, но опера все же не является точным повторением произведений Хогарта.
Стравинский при содействии английского поэта Уистена Одена превратил повседневнобытовой рассказ Хогарта в трагедию фаустовского толка. Отныне - это история гибели человеческой души.
Проходит несколько лет и молодой художник Дэвид Хокни создает серию офортов под впечатлением от оперы Стравинского. Пережив преображение временем, музыкой и поэзией история Хогарта воскресает в Нью-Йорке 1960-х. Вместо персонажей в затейливых костюмах прошлого наши современники. А стиль изображения должен особенно близким показаться молодому поколению. Впоследствии весьма, похоже, будет выглядеть анимационная продукция MTV. Мир Хогарта подробно материален и сугубо рационалистичен, как сам век Просвещения. Мир Хокни пустынен и наполнен странными видениями, он кажется призраком привычной реальности.
Если кому-то показалось, что музыка Стравинского на этой выставке персонаж сугубо виртуальной, то спешу его в этом разубедить. Еще один экспонат выставки экран, точнее демонстрируемая на нем запись. Запись постановки этой оперы. Декорации ее, кстати, выдержаны в стилистике Хогарта.
Подводя итог, можно сказать новая экспозиция Эрмитажа, действительно, рассчитана на широкий круг почитателей искусства. Вам нравится классическое искусство прошлого? Оно здесь есть. Вы предпочитаете современное искусство? И оно представлено здесь. Более всего вам нравится театральное и (или) музыкальное искусство, тогда и вас ждут здесь.