Предлагаемая заметка своего рода фантазия-прогулка по залам Русского музея. Дети, я полагаю, примут в ней участие не раздумывая. Взрослые, возможно, усомнятся в ее полезности. Но это уже не так важно, они тоже приглашены. Юных посетителей Михайловского дворца сегодня ждет встреча со сверстниками из XVIII столетия. Не будет обилия дат и искусствоведческих терминов. Просто рассказ о детях прошлого и немного об их судьбе.
Первыми в залах Михайловского дворца появляются прекрасные царевны Анна и Елизавета, дочери первого русского императора Петра I. Они в золотистых пышных одеяниях достойных не только сказочных, но и настоящих принцесс. Согласно традиции того времени художник Луи Каравакк изобразил девочек несколько старше своих лет. И наделил знаменитым очарованием легкомысленных богинь галантного века. Особенно мила цесаревна Елизавета, с лукавой улыбкой осыпающая цветами старшую сестру. Есть желание поддаться искушению, увидеть в несколько кокетливой девочке черты будущей императрицы. Предпочитавшей всем иным занятиям балы да маскарады, к которым относилась со всей серьезностью как к делам государственной важности. Если кто-то являлся дважды в одном наряде… - это считалось почти государственным преступлением.
Юная Сарра Фермор принцессой не была, но и ее наряд очаровывает ни одно поколение не только посетительниц, но и искусствоведов, уделяющих его описанию, подозрительно много места. Значительно больше, чем характеристике самой героини - дочери начальника Канцелярии от строений. Жаль, ведь художник Иван Вишняков постарался передать обаяние юной модели в полной мере. Однако не завидуйте пышности ее платья. Носить его был тяжкий труд, требующий известной сноровки (и тренировки). Рядом портрет ее брата Вильгельма Фермора (автор тот же), несмотря на юный возраст, перед нами весьма суровый господин. Возможно потому, что щеголяет в полном облачении сержанта лейб-гвардии Преображенского полка (самого престижного воинского соединения эпохи). Надо сказать военная форма, особенно парадная, платью гражданскому пышностью тогда не проигрывала.
Не только военная, но и школьная форма разительно (и, несомненно, в лучшую сторону) отличалась от современной. Убедиться в этом, можно познакомившись с героинями портрета известного русского художника Дмитрия Левицкого Феодосией Ржевской и Настасьей Давыдовой. Мастер написал их в ту пору, когда они состояли воспитанницами знаменитого Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц) основанного Екатериной II. Императрица желала, чтобы обучение здесь проходило в соответствии со всеми канонами эпохи Просвещения. Но поначалу идея воспитания всесторонне (энциклопедически) образованных барышень понимания и поддержки у их родителей почему-то не находила. Возможно, потому что превращение девочек в идеальных молодых дам, по замыслу основателей требовало 12 лет. И за это время они не должны были покидать стен института.
"Кофейной барышне" (так называли младших воспитанниц из-за характерного цвета их нарядов) Настасье Михайловне всего 8 лет. Она с восхищением смотрит на старшую подругу Феодосию, одетую в голубое платье воспитанниц второго возраста. Начинающая осознавать свое очарование 12 летняя смолянка, копируя манеры старших девушек, томно смотрит на нас. На пышные оборки голубого платья с шеи девочки спускается тонкая лента. Это не просто украшение. Это знак того, что обучается она здесь на средства частного лица, а не государства.
Сегодня мы встретились лишь с несколькими героями детских портретов, но, надеюсь теперь, их жизнь стала в чем-то понятнее и ближе. Наверняка многие из вас еще не раз придут на встречу с ними и они с удовольствием поведают новые истории из своей жизни.
(с) Музеи России