НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Дети галантного века

25 декабря 2006Санкт-Петербург
Луи Каравакк. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717
Иван Вишняков. Сарра Фермор. 1749
Иван Вишняков. Вильгельм Фермор.
Дмитрий Левицкий. Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой. 1772
Предлагаемая заметка своего рода фантазия-прогулка по залам Русского музея. Дети, я полагаю, примут в ней участие не раздумывая. Взрослые, возможно, усомнятся в ее полезности. Но это уже не так важно, они тоже приглашены. Юных посетителей Михайловского дворца сегодня ждет встреча со сверстниками из XVIII столетия. Не будет обилия дат и искусствоведческих терминов. Просто рассказ о детях прошлого и немного об их судьбе.

Первыми в залах Михайловского дворца появляются прекрасные царевны Анна и Елизавета, дочери первого русского императора Петра I. Они в золотистых пышных одеяниях достойных не только сказочных, но и настоящих принцесс. Согласно традиции того времени художник Луи Каравакк изобразил девочек несколько старше своих лет. И наделил знаменитым очарованием легкомысленных богинь галантного века. Особенно мила цесаревна Елизавета, с лукавой улыбкой осыпающая цветами старшую сестру. Есть желание поддаться искушению, увидеть в несколько кокетливой девочке черты будущей императрицы. Предпочитавшей всем иным занятиям балы да маскарады, к которым относилась со всей серьезностью как к делам государственной важности. Если кто-то являлся дважды в одном наряде… - это считалось почти государственным преступлением.

Юная Сарра Фермор принцессой не была, но и ее наряд очаровывает ни одно поколение не только посетительниц, но и искусствоведов, уделяющих его описанию, подозрительно много места. Значительно больше, чем характеристике самой героини - дочери начальника Канцелярии от строений. Жаль, ведь художник Иван Вишняков постарался передать обаяние юной модели в полной мере. Однако не завидуйте пышности ее платья. Носить его был тяжкий труд, требующий известной сноровки (и тренировки). Рядом портрет ее брата Вильгельма Фермора (автор тот же), несмотря на юный возраст, перед нами весьма суровый господин. Возможно потому, что щеголяет в полном облачении сержанта лейб-гвардии Преображенского полка (самого престижного воинского соединения эпохи). Надо сказать военная форма, особенно парадная, платью гражданскому пышностью тогда не проигрывала.

Не только военная, но и школьная форма разительно (и, несомненно, в лучшую сторону) отличалась от современной. Убедиться в этом, можно познакомившись с героинями портрета известного русского художника Дмитрия Левицкого Феодосией Ржевской и Настасьей Давыдовой. Мастер написал их в ту пору, когда они состояли воспитанницами знаменитого Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц) основанного Екатериной II. Императрица желала, чтобы обучение здесь проходило в соответствии со всеми канонами эпохи Просвещения. Но поначалу идея воспитания всесторонне (энциклопедически) образованных барышень понимания и поддержки у их родителей почему-то не находила. Возможно, потому что превращение девочек в идеальных молодых дам, по замыслу основателей требовало 12 лет. И за это время они не должны были покидать стен института.

"Кофейной барышне" (так называли младших воспитанниц из-за характерного цвета их нарядов) Настасье Михайловне всего 8 лет. Она с восхищением смотрит на старшую подругу Феодосию, одетую в голубое платье воспитанниц второго возраста. Начинающая осознавать свое очарование 12 летняя смолянка, копируя манеры старших девушек, томно смотрит на нас. На пышные оборки голубого платья с шеи девочки спускается тонкая лента. Это не просто украшение. Это знак того, что обучается она здесь на средства частного лица, а не государства.

Сегодня мы встретились лишь с несколькими героями детских портретов, но, надеюсь теперь, их жизнь стала в чем-то понятнее и ближе. Наверняка многие из вас еще не раз придут на встречу с ними и они с удовольствием поведают новые истории из своей жизни.

(с) Музеи России

www.museum.ru/N26107
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.11.2017  x    ?  


Выставка живописи "Дарующая любовь" в Музее истории г. Советска

Моя любовь. Сотворение фильма. Выставка Александра Петрова

Выставка «Рождество в крестьянском доме» в Коломенском

«В поисках Руси». Выставка Александра Бубнова в Доме Остроухова

Где-то в Великой степи. Актуальное искусство Казахстана

Выставка «Курские художники. Живопись. Графика»

Десятый международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве»: Поэзия Китая и России

«Музыкальная Третьяковка». Авторские песни, посвященные художникам

Представители Германии передадут музею-заповеднику «Царское Село» книгу XIX века

125. Смертное время. Репрессированный музей

Выставка "Иван Айвазовский. 200 лет триумфа"

Век музеев. К 100-летию пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга. Представление проекта

Проект "Чёрное/Белое: парадоксальные цвета" в Дарвиновском музее

Встреча с Эрой Коробовой в музее Анны Ахматовой

Презентация книги «Жизнь в письмах. Княгиня Зинаида Волконская и ее корреспонденты»

Евгений Блюмкин "Попытка равновесия" (печатная графика) в галерее "Голубая Гостиная"

Синичкин день в садах Русского музея

Фестиваль «85 лет Государственному музею городской скульптуры»

"Век вождей" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего Средневековья

Федор Шаляпин. 1917. Личная история

Выставка «Суровая поступь революции»

«Weekend», который не вернуть. Презентация книги Игоря Мухина

Владислав Шаповалов «Дипломатия образа»

Выставочный сезон "Между строк" в арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка "Шагающие в темноту" в Центральном военно-морском музее

Ара Арутюнян. Солнце в камне

Выставка "Три истории Додо" к 185-летию английского писателя Льюиса Кэрролла

Выставка немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы «Топография травмы»

«Без названия: Гоголевский, 10»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru