НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Дети галантного века

25 декабря 2006Санкт-Петербург
Луи Каравакк. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717
Иван Вишняков. Сарра Фермор. 1749
Иван Вишняков. Вильгельм Фермор.
Дмитрий Левицкий. Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой. 1772
Предлагаемая заметка своего рода фантазия-прогулка по залам Русского музея. Дети, я полагаю, примут в ней участие не раздумывая. Взрослые, возможно, усомнятся в ее полезности. Но это уже не так важно, они тоже приглашены. Юных посетителей Михайловского дворца сегодня ждет встреча со сверстниками из XVIII столетия. Не будет обилия дат и искусствоведческих терминов. Просто рассказ о детях прошлого и немного об их судьбе.

Первыми в залах Михайловского дворца появляются прекрасные царевны Анна и Елизавета, дочери первого русского императора Петра I. Они в золотистых пышных одеяниях достойных не только сказочных, но и настоящих принцесс. Согласно традиции того времени художник Луи Каравакк изобразил девочек несколько старше своих лет. И наделил знаменитым очарованием легкомысленных богинь галантного века. Особенно мила цесаревна Елизавета, с лукавой улыбкой осыпающая цветами старшую сестру. Есть желание поддаться искушению, увидеть в несколько кокетливой девочке черты будущей императрицы. Предпочитавшей всем иным занятиям балы да маскарады, к которым относилась со всей серьезностью как к делам государственной важности. Если кто-то являлся дважды в одном наряде… - это считалось почти государственным преступлением.

Юная Сарра Фермор принцессой не была, но и ее наряд очаровывает ни одно поколение не только посетительниц, но и искусствоведов, уделяющих его описанию, подозрительно много места. Значительно больше, чем характеристике самой героини - дочери начальника Канцелярии от строений. Жаль, ведь художник Иван Вишняков постарался передать обаяние юной модели в полной мере. Однако не завидуйте пышности ее платья. Носить его был тяжкий труд, требующий известной сноровки (и тренировки). Рядом портрет ее брата Вильгельма Фермора (автор тот же), несмотря на юный возраст, перед нами весьма суровый господин. Возможно потому, что щеголяет в полном облачении сержанта лейб-гвардии Преображенского полка (самого престижного воинского соединения эпохи). Надо сказать военная форма, особенно парадная, платью гражданскому пышностью тогда не проигрывала.

Не только военная, но и школьная форма разительно (и, несомненно, в лучшую сторону) отличалась от современной. Убедиться в этом, можно познакомившись с героинями портрета известного русского художника Дмитрия Левицкого Феодосией Ржевской и Настасьей Давыдовой. Мастер написал их в ту пору, когда они состояли воспитанницами знаменитого Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц) основанного Екатериной II. Императрица желала, чтобы обучение здесь проходило в соответствии со всеми канонами эпохи Просвещения. Но поначалу идея воспитания всесторонне (энциклопедически) образованных барышень понимания и поддержки у их родителей почему-то не находила. Возможно, потому что превращение девочек в идеальных молодых дам, по замыслу основателей требовало 12 лет. И за это время они не должны были покидать стен института.

"Кофейной барышне" (так называли младших воспитанниц из-за характерного цвета их нарядов) Настасье Михайловне всего 8 лет. Она с восхищением смотрит на старшую подругу Феодосию, одетую в голубое платье воспитанниц второго возраста. Начинающая осознавать свое очарование 12 летняя смолянка, копируя манеры старших девушек, томно смотрит на нас. На пышные оборки голубого платья с шеи девочки спускается тонкая лента. Это не просто украшение. Это знак того, что обучается она здесь на средства частного лица, а не государства.

Сегодня мы встретились лишь с несколькими героями детских портретов, но, надеюсь теперь, их жизнь стала в чем-то понятнее и ближе. Наверняка многие из вас еще не раз придут на встречу с ними и они с удовольствием поведают новые истории из своей жизни.

(с) Музеи России

www.museum.ru/N26107
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 22.09.2017  x    ?  


Андрей Головнёв: «Старая Кунсткамера и новейший Музей антропологии и этнографии вполне гармоничны!»

Игорь Баскин и "D-sound project" на выставке "Мечты о мировом расцвете"

Торжественно-траурная церемония в честь подвига Стрельнинского десанта

«Сверкая блеском стали» – выставка формы одежды бронетанковых войск

«Поезд победы – эхо событий»

Первые танки России

Скульптор Андреев. «Кем вы были до 1917 года?»

Выставка в Российской национальной библиотеке "Дольше вита. Активное долголетие"

Ленинградская литография. Место встречи

Никас Сафронов. Избранное. Открытие выставки в Казани

Вернисаж выставки произведений Надин Моннин

Военно-исторический фестиваль «Москва за нами. 1941 год»

Выставка «Живопись» Михаила Шанькова (г. Москва) в культурном центре «Дом Озерова»

Почтовая марка. История в образах. К 160-летию русской почтовой марки

Выставка «Мир подмосковной усадьбы» в Таганрогском художественном музее

Игорь Александров. Титан белый, Марс черный. Живопись

Выставка «Явление героев» в Музее М. Булгакова

Международный выставочный проект "Terra Tabula"/ Письмена на Земле

Выставка «Playtronica. Трогай! Звучит!» в Галерее на Солянке

Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век в Мирском замке, Беларусь

Выставка "Вацлав Гавел. Жизнь и творчество в фотографии"

Виктор Пивоваров. Иллюстрация и галлюцинация. По произведениям Ф. Достоевского и Ш. Бодлера

Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева

Выставка "Елизавета Григорьевна Мамонтова. 170 лет со дня рождения"

Проект «Сажа» в Московском музее современного искусства

«Найти в человеке человека». Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

Выставка «1917. Код революции» получила премию «Александр Невский»

«Я есмь бег»: литературно-музыкальный вечер в Доме-музее Марины Цветаевой

«Вам все вершины были малы»

III Международный фестиваль «Открой свою Европу в Эрмитаже»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru