На пресс-конференции, посвященной открытию выставки офортов Рембрандта (1606-1669) из коллекции Ровинского в Эрмитаже, ее куратор Роман Геннадьевич Григорьев подробно рассказал о нескольких гравюрах собрания.
Гравюра первая - портрет пожилой женщины во вдовьем наряде. Исполнен он в первый, лейденский период, когда Рембрандт Харменс ван Рейн только начинает пробовать свои силы в этой технике, хотя ничего ученического в этом произведении вы не увидите. Среди портретов этих лет историки искусства с XIX столетия увлеченно ищут изображения родственников художника, объясняя такие атрибуции, в первую очередь, отсутствием денег на натурщиков. Вот и это изображение принято считать портретом матери художника. Если, это действительно так, то изображена она в год смерти отца Рембрандта. Происходил художник из зажиточной семьи, как бы мы сейчас сказали, среднего класса. Отец - потомственный мельник, мать из семьи булочников.
Гравюра вторая - портрет молодого человека. Ценнейший экземпляр для коллекционеров всех времен и народов. И вот почему: вокруг овального изображения можно видеть такие специфические "ушки". Они свидетельствуют, что перед нами один из первых оттисков, сделанный до того, как художник завершил работу над гравюрой. Что ценят коллекционеры, теперь мы знаем. А вот кто изображен на портрете? Долгое время в этой ранней гравюре видели автопортрет художника, всего их более 20. Однако, это предположение сомнительно. Скорее всего, гравюра принадлежит к специфическому жанру голландского искусства XVII века. Его название часто переводят как "фантастические головы", хотя перевод "рожа" (или даже "морда") к оригиналу был бы ближе. Произведения этого жанра - изображения неких этнографических или социальных типов. Порой существовал реальный человек, вдохновивший художника, но сохранение его имени для потомства в намерения мастеров не входило. Если перед нами такое изображение, то это портрет военного, об этом свидетельствует металлическая пластина на груди - атавистическое напоминание о кирасе, долгое время сохранявшиеся в форме ряда стран Европы. К тому же перед нами человек порочный; ведь на лице у него родинка - в традиции того столетия знак греха.
Гравюра третья. Вот теперь действительно автопортрет. Самый знаменитый среди гравированных. Исполнен он в 1639 году. Рембрандт стоит, опираясь на каменный подоконник. В это время он самый модный художник Амстердама. Потенциальные заказчики записываются в очередь едва ли не на годы вперед. Он, естественно, богат. У него прекрасная любящая и любимая жена. Обо всем этом сообщает портрет. Парадное изображение очень успешного человека. Немного позерства, немного тщеславия. Необычен его костюм, который на столетие старше портрета. Наряд художника XVI века сообщает зрителю о связи изображенного с великими мастерами прошлого, о том, что он их преемник. Образ крупного Северного мастера. Надо сказать, что Рембрандт - второй мастер Голландии, после Луки Лейденского, бывшего первым художником страны мельниц и тюльпанов до него, не поехал в Италию, бросая тем самым вызов родине искусства и заявляя о независимости собственного гения. Однако искусство Италии он, конечно, хорошо знал. Что и демонстрирует в этом портрете, вызывающем в памяти позднеренессансные произведения.
Гравюра четвертая. Рембрандт гравирующий, долгое время считали, что рисующий, пока один искусствовед не доказал изображения процесса гравирования. Автопортрет создан уже после смерти Саскии - первой жены художника, рокового события биографии художника. От блеска и роскоши предыдущего изображения не осталось ничего. Все погружено во мрак, из которого слабо проступают черты одного из величайших художников в истории.
Гравюра пятая. Проповедующий Христос, или офорт за 100 гульденов. Рембрандт поощрял появление такого рода названий у своих гравюр - это стимулировало художественный рынок его произведений. Здесь в одном пространстве свет и абсолютная тьма. Контраст, ставший фирменным знаком художника. Именно в этом революционность произведения. До него на это не осмеливался никто. Прием Рембрандта изменил изобразительный этикет голландского искусства. Офорт не датирован, не подписан и не доделан. Рембрандт вообще к процессу подписывания своих работ относился пренебрежительно. Следуя принципу древнеримской поговорки "Льва узнают по когтям", он, вероятно, справедливо был уверен, что никто из его современников создать что-то равное ему не может.
Гравюра шестая. Автопортрет с женой. Загадка этого произведения в его техническом качестве. Нарушение перспективы и удивительные анатомические искажения еще ни один специалист не объяснил, да это и не главное здесь. "Любовь оплодотворяет искусство" - говорили древние римляне. Здесь его жена Саския - его муза. Все восемь лет их брака она была его любимой моделью. Эти годы стали для художника временем счастья и благополучия. Ее смерть стала началом его дороги к нищете и забвению. И, как ни парадоксально, к его величайшим произведениям.
О выставке Рембрандта в Москве http://www.museum.ru/N27981
(с) Музеи России