В год 400-летнего юбилея Харменсзоона ван Рейна Рембрандта (1606 - 1669) творчество великого голландца стало, по определению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, главным сюжетом выставочной деятельности, главной идеей научно-исследовательского процесса музея. Первым событием юбилейного года станет выставка офортов художника из коллекции Эрмитажа, завещанных музею великим русским коллекционером XIX века Дмитрием Александровичем Ровинским. На пресс-конференции, посвященной ее открытию, сотрудники музея не только представили коллекцию, но и напомнили об исключительной роли великого голландца в истории, как русского, так и мирового искусства.
Произведения Рембрандта давно стали символом петербургского музея. Эрмитажное собрание работ голландского мастера занимает особое место в русской культуре. По ним училось ни одно поколение художников. В них они черпали вдохновение. Но история знаменитой коллекции знаменитого музея не только история творческого взаимодействия художников. Это история коллекционирования, история изучения и реставрации замечательных произведений. К сожалению, сейчас мы не можем любоваться эрмитажным собранием Рембрандта в полном его великолепии. В советские годы собрание несколько уменшилось. Однако, и сегодня эта коллекция одна из интереснейших.
Выставка откроется в пятницу 17 марта в Николаевском зале Зимнего дворца. Она станет первой демонстрацией крупнейшего собрания офортов Рембрандта в России, и, кстати, одного из лучших в мире. Коллекция Дмитрия Александровича Ровинского появилась в Эрмитаже в 1897 году. С 1844 года и в течение полувека Ровинский создавал ее.
Дмитрий Александрович Ровинский был юристом по образованию и профессии. Вершиной его карьеры стало назначение на главную судебною должность Москвы и избрание сенатором Уголовного кассационного департамента Сената. И, одновременно, он был одним из первых историков искусства нашей страны. В его душе жила неистребимая страсть к искусству. Произведения Рембрандта он искал и покупал у торговцев, коллекционеров, их наследников, на аукционах по всей Европе.
В Николаевском зале Эрмитажа зрители смогут увидеть 340 произведений великого голландского мастера. Рембрандт-гравер - уникальное явление в истории искусства. Техникой гравирования он владел поистине виртуозно. Часто мастер даже не подписывал свои работы так, как был уверен (и не без оснований), что никто из его современников просто не сравнится с ним в мастерстве владения иглой гравера.
Итак, первый, лейденский период его творчества можно назвать временем учебы. Он исследовал возможности и способы передачи человеческих эмоций и, одновременно, учился продавать результаты собственного труда.
В 1633 году Рембрандт переезжает в Амстердам. Он уже стал известным художником. У него есть ученики. Среди его заказчиков гаагский двор. Заказчики выстраиваются в очередь, в ожидании момента, когда мастер сможет уделить им внимание. В офорте период штудий окончен. Теперь он гравируют заказные портреты, появляется среди изображений и обнаженная натура.
Середина 1650-х годов время расцвета его таланта гравера. В эти последние годы занятия офортом он обращается к Библии. Более других его занимает история земной жизни Христа. Из гравюр этого цикла возникло удивительное по красоте "Евангелие от Рембрандта". Высшим достижением цикла стало изображение Христа перед народом ("Се человек"). На открывающейся выставке вы сможете увидеть это замечательное произведение.
Новая экспозиция Эрмитажа, без преувеличения, уникальная возможность познакомиться с гравюрами Рембрандта практически в полном объеме. Эти произведения, редко покидающие недра запасников музея, надо обязательно видеть собственными глазами. Ни одна, даже самая лучшая иллюстрация в мире не передаст фактуру листа, не даст почувствовать страстность смелого и точного штриха мастера. Поэтому не пропустите выставку, обещающую стать одним из главных культурных событий года.
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N25770
Елизавета Крылова