10 марта 2006 года в фойе Эрмитажного театра открывается выставка "Госпиталь в Зимнем дворце. 1915-1917", посвященная истории госпиталя, "лазарета для нижних чинов", существовавшего в Зимнем дворце в Первую мировую войну.
Материалы, представленные на выставке (фотографии, документы, мемуары), за небольшим исключением, оригинальны и относятся ко времени существования госпиталя. Этот фонд собирался в течение многих лет и позволил восстановить историю госпиталя и подготовить выставку.
Большой хирургический лазарет на 1000 мест был организован по решению императора Николая II и его семьи. Он занимал все парадные залы Дворца, кроме Георгиевского. Открытие лазарета состоялось 10 октября 1915 года.
Госпиталь Зимнего дворца передали в распоряжение Красного Креста, который через своих представителей решал все вопросы внутреннего устройства и распорядка. Красным Крестом был сформирован весь врачебный и служебный персонал: главный врач, 34 врача (в основном хирурги), 50 сестер милосердия, 120 санитаров, 26 человек хозяйственного персонала и 10 человек канцелярии.
Главным врачом госпиталя был назначен А.В.Рутковский, амбулаторный врач больницы Общины Святой Евгении и врач Канцелярии военного министра, занимавшийся в основном административными и хозяйственными делами. Фактическим руководителем госпиталя был главный хирург, доктор медицины, профессор Н.Н.Петров, в дальнейшем ставший основателем отечественной онкологии. Заметное место среди врачей занимал К.А.Вальтер, доктор медицины, почетный лейб-медик, который заведовал хирургическим отделением больницы Общины Святой Евгении. По воспоминаниям сестры милосердия Н.В.Галаниной, он был очень требователен, строг и даже суров. Доктор Вальтер пользовался в госпитале непререкаемым авторитетом, его сложнейшие операции часто спасали жизни, возвращали здоровье искалеченным людям.
В госпитале работали врачи разных специальностей: терапевты, окулисты, ларингологи, дерматологи. Главным терапевтом госпиталя был Д.А.Соколов, нейрохирургом - А.Г.Молотков, хирургом - Вальпакорном, или Мом-Чау.
Солдатский госпиталь в Зимнем дворце не был похож на другие. Он располагался в царской резиденции, его оборудовали по последнему слову науки и техники того времени, здесь использовались самые передовые методы лечения. Для госпиталя был подобран высококвалифицированный медицинский персонал.
Госпиталь просуществовал два года. После Февральской революции он остался в Зимнем дворце, занимая те же парадные залы.
27 октября 1917 года, после октябрьского штурма, раненых начали отправлять в другие лазареты. 28 октября госпиталь был расформирован. Закрылась последняя страница в истории Императорского Зимнего дворца.
В течение многих десятилетий о госпитале, располагавшемся в Зимнем дворце и созданном по решению императора Николая II и его семьи, не было принято вспоминать, его существование было почти забыто. В изданиях по истории дворца о госпитале упоминали в лучшем случае одной строкой.
Первые материалы архивного фонда - отпечатанные на машинке "Воспоминания" Н.В.Галаниной, сестры милосердия в госпитале Зимнего дворца, - поступили в музей в 1975 году. В середине 1980-х годов директор Эрмитажа Б.Б.Пиотровский привез из Стокгольма первые шесть фотографий, подаренных музею Г.Г.Алексеевым-Лангхофом, мать которого также служила сестрой милосердия в госпитале.
В дальнейшем хранение пополнялось отдельными фотографиями и репродукционными материалами из собрания Р.А.Молоткова. В 2003 году Эрмитаж получил в дар через Фондово-закупочную комиссию комплекс фотографий и документов, принадлежавших сестре милосердия Л.В.Сомовой. После ее кончины коллекция была передана Эрмитажу ее коллегой Т.И.Молдавер-Черджиевой. Это самое значительное по количеству документов поступление, включающее в основном групповые фотографии, отражающие различные стороны жизни госпиталя.
Помимо фотографий, хранящихся ныне в Отделе рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа, на выставке представлены материалы из Отдела истории русской культуры и Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа: офорты, иконы, солдатская униформа, предметы прикладного искусства, знаки и медали. Все эти вещи - свидетельства эпохи, придающие выставке большую содержательность и полноту.
Куратор выставки - В.Ф.Маришкина, старший научный сотрудник Отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа.