В Государственном Эрмитаже открылась выставка "Скульптор Эмилио Греко: в поисках идеала", которая знакомит посетителей музея с творчеством одного из самых выдающихся скульпторов XX века - итальянцем Эмилио Греко (1913-1995). Уроженец Катании, Сицилия, он всю свою творческую жизнь провел в Риме. Здесь были созданы лучшие его произведения, принесшие мастеру мировую славу.
Выставка организована Государственным Эрмитажем в сотрудничестве с издательством "Иль Чиньо Гагилео Галилеи", при поддержке Министерства Иностранных дел Итальянской Республики, Генерального консульства Итальянской Республики в Санкт-Петербурге, провинции Палермо.
На экспозиции представлено свыше 30 произведений скульптуры из итальянских собраний, а также из коллекции Государственного Эрмитажа, и около 40 графических листов. Наряду с женскими фигурами, создавшими мастеру мировую известность, экспонируются многочисленные скульптурные портреты и композиции на религиозные темы, в том числе эскизы к вратам собора в Орвьето.
Главная тема творчества Эмилио Греко - обнаженная женская фигура. Он сумел выработать индивидуальный стиль, в котором красота женского тела воспринимается в неразрывной связи с духовным совершенством, а любая поза, движение получают одушевленность и осмысленность. Мастер удлиняет плавные линии тела, укрупняет и обобщает формы, добиваясь четкой фиксации поз, выразительности сюжета. При этом женские фигуры не кажутся застывшими, они полны внутренней динамики. Греко часто разрабатывает один и тот же мотив, решая каждую статую по-новому (серия "Купальщиц" или сидящих на корточках женщин).
Другая сторона творчества Эмилио Греко - портретные бюсты и головы. Концепция мастера не предполагает развернутой характеристики изображенных персонажей. Он стремится дать представление о важнейших особенностях человека, всматривается в глубины человеческой души. Вместе с тем, его портреты дают обобщенный образ портретируемых: нежной, задумчивой Бетты ("Портрет Бетты", 1958), чуть суровой "Марии Бальдассаре" (1967) или погруженной в себя "Эйко" (1968).
На выставке представлены эскизы к монументальным работам Греко - памятнику Пиноккьо в Коллоди (1953), вратам собора в Орвьето (1962), надгробию папы Иоанна XXIII (1967). Особое место среди этих произведений занимает рельеф "Успение Богоматери" (1983), в котором, мастер демонстрируя связь с рельефами эпохи Возрождения, тем не менее создает удивительно современное и свежее по духу произведение.
Большой интерес вызывают также рисунки и гравюры Эмилио Греко, созданные с безупречным чувством формы и объема. Часть из них составляют наброски к пластическим произведениям, но многие совершенно самостоятельны и представляют собой законченные композиции.
Выставка произведений Эмилио Греко демонстрировалась в Государственном Эрмитаже в 1979 году. Скульптор подарил тогда Эрмитажу одиннадцать скульптур и ряд графических листов. Сегодня статуи, бюсты и рельефы Эмилио Греко из собрания Государственного Эрмитажа являются важным дополнением его работ, присланных из Италии.
Куратор выставки - С.О. Андросов, заместитель заведующей Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.