Выставка, развернувшаяся в фойе Эрмитажного театра, посвящена 220-летию его создания. Представленные на экспозиции произведения Джакомо Кваренги, Франческо Градицци, Пьетро Гонзага, гравированные портреты Екатерины II, создателя театра Джакомо Кваренги и композиторов, чьи произведения звучали в этом зале, позволят составить представление о том, как проектировалось здание Эрмитажного театра, как оно выглядело в первую пору существования, о замечательных декорациях, выполненных для этой сцены.
Выставка названа "Музыка в Эрмитажном театре. 1786-1796" не случайно. "Музыкой для глаз" назвал художник Пьетро Гонзага (1751-1831) волшебную среду, которую создавали прежде всего великолепные декорации Эрмитажного театра. Он был построен по указу императрицы как придворный театр, предназначенный для узкого круга избранных, носивший закрытый характер, но в то же время существовавший одновременно с государственными и частными городскими театрами и главенствовавший в театральной жизни столицы. Его сцена была предназначена для спектаклей пышных, зрелищных, сопровождавшихся музыкой и балетом, сценическими эффектами и частой сменой роскошных декораций.
На выставке представлены эскизы декораций работы Франческо Градицци (1729-1793), выполненные в традициях барокко, и Пьетро Гонзага, поражающие виртуозным мастерством исполнения. Стиль последних как нельзя более соответствовал образу театра, созданному Кваренги. П. Гонзага выдвигал совершенно новую для своего времени идею о равноценности эмоционального воздействия музыки и декорации, он считал, что "общий вид той сцены, на которой происходит действие, мог бы и сам сделаться выразительным и возвещать, подготавливать, сопровождать и усиливать чувства, пробужденные поэзией и пантомимой". Современники отзывались о декорациях Гонзага как о "редком совершенстве". Ему также принадлежит и первое изображение здания Эрмитажного театра - эскиз для занавеса с его изображением.
Особое место на выставке отведено чертежам Джакомо Кваренги (1744 - 1817), который был выбран Екатериной II как наиболее высоко ценимый ею зодчий для возведения "прелестного" театра на "краю Эрмитажа". По словам Дж. Кваренги, театр строился для "частного домашнего обихода ее императорского величества и высочайшего двора". Облик театра был навеян античными мотивами, идеями Палладио и Виньолы. Сам создатель заслуженно считал свое новое и любимое произведение творческой удачей. На выставке представлен посвященный императрице альбом "Theatres de l'Ermitage de Sa Majeste l'Imperatrice de toutes les Russies"("Театр Эрмитажа Ее Величества императрицы Всея Руси"), награвированный по оригинальным чертежам Кваренги и изданный в 1787 году, когда здание театра еще не было завершено.
Наряду с графическими произведениями на выставке представлены ноты из нотной библиотеки императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I), среди которых есть записи произведений Моцарта, Сарти, Паизиелло. Все эти композиторы, кроме Моцарта работали в Санкт-Петербурге и в разное время занимали место придворного капельмейстера.
220-летний юбилей Эрмитажного театра - это первая "круглая" дата, которую он отмечает. Свое 200-летие театр встретил в строительных лесах. Осуществленная в ходе капитального ремонта реконструкция позволила вновь устраивать на его сцене спектакли, и старинный театр начал новую жизнь.