2 февраля в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений графики XIX - начала XX века из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова. На церемонии торжественного открытия будут присутствовать премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Рафаэль Байдавлетов, председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан Константин Толкачев и другие официальные лица. На выставке представлены наиболее интересные работы музейной коллекции (125 работ), выполненные в техниках акварели, сангины, пастели, карандаша, угля, туши. Выставка прослеживает основные этапы развития графики в России. Отличительной чертой ее являются произведения, заслуживающие внимания своей неординарностью либо в творчестве определенных художников, либо в развитии русского графического искусства.
Особый интерес вызывают произведения А.О. Орловского - это крупноформатная акварель "Всадник-башкир" (1823), отличающаяся высочайшим мастерством исполнения и являющаяся редким образцом работы большого размера в акварельной живописи, а также пастель "Портрет пана", которая относится к одним из первых произведений в русском изобразительном искусстве, выполненных в данной технике.
Одну из граней творческого наследия И.К. Айвазовского раскрывает работа "В Крыму" (1861), на которой изображена жанровая сценка из жизни крымских татар - произведение, не характерное для признанного мастера-мариниста, воспевавшего идиллическую красоту морской стихии.
Интересно представлен в коллекции русской графики Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова знаменитый пейзажист И.И. Левитан. Наряду с традиционными для художника акварельными пейзажами представлены и редко встречающиеся в его творческом наследии жанры: натюрморт "Колеус" и портрет "Книготорговца Н.П. Панафидина" (1894).
В работе В.А. Серова "Портрет Е.С. Карзинкиной" (1905-1906), выполненном углем и пастелью на холсте, отразилась одна из специфических особенностей графики - возможность создавать односеансные произведения, отличающиеся естественностью и выразительностью образа.
Особую область графического искусства представляют на выставке карандашные и акварельные эскизы росписей соборов и церквей, выполненные М.В. Нестеровым и В.М. Васнецовым.
Представлены на выставке также и произведения, подаренные музею самим М.В. Нестеровым. Именно они стали в своё время частью коллекции, на основе которой создавался музей. Сам Нестеров получил их в свою очередь в дар от авторов, которые, как писал сам художник, знакомы были ему по выставкам передвижников, "Мира искусства" и т.д. Таким образом, в коллекцию музея попали работы "Сентиментальная прогулка" А.Н. Бенуа (до 1899), эскиз "Пляска" к картине "Хоровод" Н.К. Рериха (1903), "Портрет девочки", С.В. Малютина, "На опушке" Е.Д. Поленовой и другие (всего представлено 8 работ).
Органично вошли в экспозицию выставки произведения художников, работавших в начале XX века в Башкирии: Ю.Ю. Блюменталя, Н.А. Протопопова, Л.Н. Петухова, К.С. Девлеткильдеева (первый национальный художник республики), творчество которых развивалось в традиционных рамках русского графического искусства.