В Невской куртине Петропавловской крепости работает выставка "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. К 50-летию со дня открытия". Более 150 листов архитектурной графики; фотографии, рисунки, архивные документы, костюм из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга представляют историю проектирования и строительства петербургского метро с начала ХХ века до наших дней.
Первые проекты петербургского метрополитена появились в 1880-х гг. На рассмотрение Городской думы к 1917 г. было выдвинуто около двух десятков проектов. Несмотря на острую необходимость решения в российской столице транспортной проблемы ни один из предложенных в конце ХIХ - начале ХХ вв. проектов метрополитена не был реализован. Задача развития городского транспорта была временно решена за счет строительства разветвленной трамвайной сети. Единственным воплощенным в жизнь проектом метро в России в данный период стала открытая в 1900 г. в Гатчине подвесная электрическая монорельсовая дорога протяженностью 213,4 м. (автор проекта инженер И.В. Романов).
К вопросу о создании городской "подземки" вернулись в конце 1930-х гг. В 1941 г. в Ленинграде начались первые работы по строительству метрополитена, но в связи с началом Великой Отечественной войны были законсервированы и возобновились только в 1946 г. Проектированием и строительством метро занимались Управление строительством ленинградского метрополитена "Ленметрострой" и институт "Ленметропроект". В первую очередь планировалось строительство Кировско-Выборгской линии метро, осуществлявшей транспортную связь между всеми городскими железнодорожными вокзалами.
Во время обсуждений проектов ленинградскими архитекторами постепенно был выработан единый подход к оформлению станций. В его основе лежал принципиальный отказ от стилистики московского метрополитена и ориентация на классическую традицию петербургско-ленинградской архитектурной школы. Первым шагом к реализации этих задач стало создание целостного ансамбля станций первой очереди, характеризующегося рационализмом конструктивных решений, лаконизмом и ясностью художественно-декоративного оформления.
15 ноября 1955 г. станции первой очереди ленинградского метрополитена были открыты для горожан, начались регулярные пассажирские перевозки.
Во второй половине 1950-х - 1960 гг. был введен в строй второй участок Кировско -Выборгской линии от площади Восстания до Финляндского вокзала; станции второй очереди от "Московской" до "Петроградской", а также открыто движение по третьей линии метро - Невско-Василеостровской - от "Площади Александра Невского" до "Василеостровской". Проекты отбирались также как и при сооружении первой очереди метрополитена на конкурсной основе. В этот период в Ленинграде была разработана и впервые использована в практике отечественного метростроения конструктивная схема "станции с автоматическими дверями" так называемый "горизонтальный лифт". "Парк Победы" - первая из построенных станций подобного типа.
В 1970-х гг. от проведения конкурсов отказались. Большинство проектов создавалось непосредственно в институтах "Ленметропроект", "Ленпроект" и "ЛенЗНИИЭП" в качестве плановых заданий. К практике проведения открытых конкурсов вернулись лишь в 1987 г. при проектировании одного из участков новой пятой "Фрунзенско-Приморской" линии метро (сейчас он временно соединен с четвертой Правобережной линией).
В 1970-1980-х гг. существующие линии метрополитена были продлены в направлении новых городских районов. Активно внедрялись новые конструктивные разработки ленинградских архитекторов - односводчатые станции со сборным железобетонным сводом, обжатым в породу ("Политехническая", "Площадь мужества") и станции колонного типа, в основе технологической схемы, которых лежит принцип предварительного напряжения несущих конструкций, обжатых в породу ("Выборгская", "Лесная", "Академическая").
На выставке в Петропавловской крепости экспонируются неосуществленные проекты петербургского метро начала ХХ в.: проекты С.Н.Кульжинского (1901), П.И.Рашевского (1901), Ф.Е. Енакиева (1910-1912) и Управления Петроградских городских железных дорог (1914-1917). Особый интерес представляет проект П.И.Балинского (1901-1902). Его неотъемлемой составляющей являются акварели, выполненные художником Н.Н. Каразиным, гражданским инженером А.И.Дмитриевым и архитектором М.С. Лялевичем: виды отдельных районов города, запечатлевшие, как изменится архитектурно-историческая среда Петербурга в случае осуществления проекта.
Также в экспозиции демонстрируются планы и фотографии второй половины ХIХ - начала ХХ вв., зафиксировавшие трассы и станции метрополитена в Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Париже, Берлине и других городах мира, служившие своеобразными образцами для петербургских архитекторов.
Современный этап проектирования и строительства метрополитена широко представлен проектами ведущих ленинградских архитекторов второй половины 1940 -1980-х гг. Многие из них были осуществлены. Особый интерес представляют конкурсные проекты первой очереди метро ("Автово" - "Площадь Восстания"), выполненные И.И. Фоминым, И.М. Чайко, Б.Н. Журавлевым, А.В. Васильевым, А.И. Лапировым, Б.М. Серебровским, М.А. Шепилевским, А.А. Грушке, Е.А. Левинсоном, М.К. Бенуа, А.М. Соколовым и другими.
Экспозицию дополняют уникальные фотографии 1950-х гг.; кинохроника 1955-2005 гг, запечатлевшая все значительные события в истории петербургского метрополитена, и рисунки ленинградских художников, связанные с темой метро. Представлена форма проходчиков метро и машиниста электропоезда 1950-х - 1960-х гг.
Выставка открыта по 27 февраля 2006 г.