С 22 декабря по 8 января Центральный Дом Художника приглашает посетить выставку «Флорентийская мозаика». Юрий Мандаганов. Улан-Удэ. 22 зал.
Искусство регионов России олицетворяют имена художников, чей талант самобытно и ярко раскрылся в условиях своего времени, органично сочетая образную систему взглядов, свойственных общечеловеческой и национальной духовной культуре, а главное - наметил авторскую парадигму, определяющую перспективные пути развития изобразительного творчества.
Юрий Мандаганов, народный художник Республики Бурятия, член Союза художников России сегодня является одним из признанных лидеров национальной и отечественной культуры, продуктивно внедряющих новационные принципы и актуальную стилистику в жанровую среду современного монументально-декоративного искусства. Флорентийская мозаика, избранная им в качестве объекта творческого самовыражения, обретает в исполнении бурятского художника индивидуально-типологические черты, отличные от известных творений мастеров отечественной и мировой классики.
Природа данного феномена складывается из ряда закономерных факторов, сыгравших формирующую роль в творческой судьбе Юрия Мандаганова. С детских лет, окруженный горными красотами Восточных Саян, богатых месторождениями камней-самоцветов, он проникся интересом к художественной обработке этого материала, уникального по эстетическим качествам и диапазону декоративно-выразительных средств. Профессиональное становление Мандаганова во многом о6язано талантливым педагогам, сумевшим вовремя открыть и развить неординарные способности юноши на разных этапах художественной подготовки в 3акаменской художественной студии, Иркутском училище искусств, Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). В структуре личностных факторов, определяющих специфику формообразующей деятельности Юрия Мандаганова, изначальную роль играет особый тип мировосприятия, как результат совокупного натурфилософского, исторического, мифотворческого и эстетического опыта бурятского народа. И, наконец, неповтopимость мозаичных работ мастера обусловлена его творческим кредо: применять в цветовой палитре инкрустированных панно исключительно самоцветы, обладающие, по мнению Юрия Ендоновича, необычайно притягательной силой красоты, благородством текстурно-колористической гаммы и, вместе с тем, как утверждают ученые-минерологи, содержащие позитивный энергетический заряд.
Сегодня содержание и стилистика произведений флорентийской мозаики Юрия Мандаганова представляют собой синтез ориентальной культуры образного мышления, внутри присущее личности художника, и европейской школы художественного мастерства, усвоенной в результате академического образования. Образная картина мира, сформированная в авторском сознании под влиянием процессов культурной глобализации и воплощенная в сериях тематических работ, простирается от радужных впечатлений раннего детства с его праздниками, народными обрядами и играми до сложных концептуальных композиций, обнажающих проблемы современной цивилизации и философски интерпретирующих классическое наследие прошлого. Отсюда - дифференциация в выборе форм, изобразительного языка, принципов построения образов, которое весьма условно поддаются методологической классификации в соответствии с общепринятыми критериями искусства. На стадиях генезиса и эволюции творчества Ю.Мандаганова в его композициях прослеживаются мотивы, присущие течениям конструктивизма, экспрессионизма, поп-арта, ассоциативно сближающие образную стилистику бурятского художника с направлениями авангардных поисков В. Кандинского, А. Родченко, Ф. Леже, П. Мондриана, Д. Поллока. Диалектически развивая традиции отечественной и мировой классики с учетом реалий ХХI века, выдвигающих новые приоритеты на авансцену общественно-культурной жизни, Юрий Мандаганов создает прогрессивный тип образов, отвечающий духовно-интеллектуальным запросам современного зрителя. Адаптация содержательной стороны творчества к особенностям флорентийской мозаики в исполнении бурятского художника ведет к перманентному совершенствованию техники данного вида монументально-декоративного искусства.
С достижением зрелых позиций в одном из наиболее сложных художественных жанров и выходом на концептуально иной путь развития, опровергающий творческие постулаты времени, Юрий Мандаганов заявляет всей мощью своего таланта о появлении в Бурятии новаторской школы флорентийской мозаики в ее узнаваемом национально-региональном своеобразии.
Искусствовед, Член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РБ Олег Пазников