8 декабря 2005 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Шедевры Севрского фарфора XVIII века из собрания Эрмитажа", на которой во всем многообразии представлено развитие формотворческих и декоративных традиций французской королевской мануфактуры второй половины XVIII столетия.
В 1745 году во Франции, в Венсенне, была основана фарфоровая мануфактура. Она находилась в ведении синдиката во главе с Орри де Фюльви. Фюльви сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля Людовика XV, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна. С этого времени мануфактура называлась "Королевская мануфактура французского фарфора". В 1756 году мануфактуру переводят из Венсенна в Севр. В 1759 году король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем. Покровительницами Севрской мануфактуры являлись фаворитки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур, имя которой получил один из классических цветов севрского фарфора - "розовый Помпадур". К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы. Севрские мастера великолепно работали как с глазурованным фарфором, так и с бисквитом, мягким фарфором, полуматовая и тонкозернистая поверхность которого вызывала в памяти античные статуи. Будучи истинными произведениями искусства статуэтки из бисквита стали визитной карточкой севрского фарфора. Цветочный декор был излюбленным мотивом украшения произведений Севрской мануфактуры.
Государственный Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний французского фарфора XVIII - XIX веков. Совершенно особое место занимает в нем севрский фарфор XVIII столетия - периода наивысшего расцвета прославленной мануфактуры.
Самые ранние по происхождению в собрании вещи относятся к царскому имуществу. Начало было положено дипломатическим даром французского короля Людовика XV русской царице Елизавете. В январе 1757 года маркиз Л'Опиталь, отправлявшийся в Россию в качестве посла Франции, получил "pour la Russie" ("для России") многочисленные изделия Севрской фарфоровой мануфактуры.
Следующим по времени поступления в сервизные кладовые Зимнего дворца был сервиз Севрской мануфактуры, заказанный Екатериной II в 1777 году для подарка князю Г.А. Потемкину. "Сервиз с камеями" прибыл в Петербург в 1779 году и находился в собственности Потемкина в Таврическом дворце до конца июля 1782 года, когда был передан в Зимний дворец.
Как следствие визита великокняжеской четы Павла Петровича и Марии Федоровны во Францию в 1782 году сохранилась ваза Башелье с филигранной росписью эмалями и подписью исполнителя орнамента. Необычайно богатый эмалевый декор возводят вазу в ранг уникальных произведений Севра.
"Зеленый сервиз", хранящийся в Эрмитаже, получил свое название по цвету фоновой краски. С середины XVIII века цветные фоны на мягком фарфоре стали славой Севрской мануфактуры. Формы и декор сервиза воплощают стиль Людовика XV: плавные очертания форм, прихотливый рисунок золоченого обрамления, завитки ажурного орнамента и цветочные ветви.
В декоре фарфора Венсенна в 1750-ые годы явно ощущаются китайские и японские заимствования: посыпанный золотом темно-синий фон, золотые или полихромные фантастические птицы.
Технический прогресс позволил мануфактуре осуществить в последние десятилетия XVIII века новые эффекты на имитирующем китайский лак черном фоне твердого фарфора. Новшеством было использование для росписи одновременно с золотом платины, которая имела большие преимущества перед серебром, тускневшим и черневшим со временем.
Начиная с 1749 года на мануфактуре зарождается новая, до того неизвестная в Европе, техника производства фарфоровых фигур из бисквита, т. е. белого матового фарфора, не покрытого глазурью и не расписанного красками.
Фигуры детей стали вскоре одним из излюбленных мотивов севрской пластики, создали ей славу и вызвали много подражаний. Это уже не дети, изображающие какие-либо отвлеченные аллегории - времена года, стихии, искусства или науки. Это земные существа: маленькие крестьяне, ремесленники, садовники, музыканты.
К 1757 году относится первая серия так называемых "Детей Фальконе". Это все те же мальчики - торговцы, садовники, земледельцы. В Эрмитаже хранится скульптурная группа "Дети у турникета" или "Лотерея", характерная для этого типа произведений.
В бисквите Фальконе повторял свои произведения, фарфор становится для него средством популяризации произведений, как гравюра для художника. В 1758 году появляется модель, повторяющая статую "Грозящий Амур". Гипсовая модель этой статуи экспонировалась в Салоне 1755 года, а в 1757 году Фальконе повторил ее в мраморе по заказу маркизы Помпадур. В Эрмитаже, наряду с мраморным экземпляром этого, пожалуй, самого популярного произведения Фальконе, имеется несколько образцов из бисквита.
На экспозиции также представлены экспонаты, происходящие из богатейших частных коллекций князей Голицына, Юсупова, Долгорукова, графа Шереметьева.
К выставке подготовлен и выпущен научный каталог коллекции Севрского фарфора XVIII века (Издательство ГЭ, 2005) объемом 480 страниц, содержащий 1700 иллюстраций. Авторы каталога и вступительных статей - Н.Ю. Бирюкова и Н.И. Казакевич. В общей подготовке каталога принимали участие Я.Э. Виленский и М.З. Лерман, научные сотрудники Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.
Кураторы выставки - Я.Э. Виленский, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства и Н.Ю. Бирюкова, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.