7 декабря 2005 года открывается после реставрации один из красивейших интерьеров Нового Эрмитажа - Галерея истории древней живописи. Интерьер Галереи, задуманный архитектором Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея, напоминает о традициях античного искусства, его истории и произведениях, известных лишь по описанию древних авторов. Вмонтированные в стены картины на сюжеты, взятые из литературных источников и мифов, были исполнены немецким художником Г.Хильтеншпергером в подражание технике античной энкаустики - восковыми красками на латунных досках. Шесть картин в куполах были выполнены Карлоццо Дузи по эскизам Хильтеншпергера в Петербургской Академии художеств.
На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа. После ремонтно-реставрационных работ, продолжавшихся почти два года, Галерея предстает перед посетителями в своем первозданном виде. В процессе проведения работ был произведена замена покрытия кровли над залом, замена конструкций внешних световых фонарей с остеклением и остекления в трех нижних световых фонарях, устранены причины многолетних протечек. В зале установлена новая система освещения. Произведен ремонт и реставрация окон, а также оригинальной оконной фурнитуры.
В процессе реставрации были заполнены пустоты в сводах и стенах между слоем декоративной отделки и кирпичной кладкой, удалены очаги солей, образовавшиеся в результате протечек. На потолке, в куполах и на стенах были удалены все разновременные записи, искажавшие подлинный колорит и рисунок орнаментальных росписей, выполненных в темперно-клеевой технике и живописных панно, выполненных в технике энкаустике.
Проведена реставрация всех дверных полотен с реставрацией сохранившейся оригинальной фурнитуры и воссозданием утраченной. На двери, ведущей в зал Майолики, воссоздан, по аналогии с сохранившимся, один утраченный маскарон. Паркетный пола зала сложного рисунка, выполненный из экзотических пород дерева, был отреставрирован с укреплением щитов и выправлением провалов, с использованием пород дерева, соответствующих оригинальному (атласное дерево, платан).
Работы были проведены с большой тщательностью и высоким профессиональным мастерством реставраторами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Государственного Эрмитажа (реставрация живописи - И.А. Хомченко, В.А.Глазков, Т.В. Ронжина; реставрации дерева - В.А. Градов, А. Романов; реставрации металла - Г.Ф. Соловьев; реставрация паркета - В.Н. Близнюк).
Все реставрационные работы проводились на основе подробного технико-технологического исследования, проведенного сотрудниками Отдела научно-технической экспертизы памятников Государственного Эрмитажа (заведующий А.И. Косолапов) под руководством сотрудников Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа (главный архитектор Государственного Эрмитажа В.П. Лукин; ст.н.с. М.Е. Ильина; заместитель главного архитектора В.В. Ефимов).