11 ноября 2005 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Вена и Будапешт на рубеже веков. 1870 - 1920-е годы. Произведения из собраний Австрии, Венгрии и России". Экспозиция, насчитывающая более 500 произведений, посвящена самому яркому периоду в истории совместного существования двух народов - венгров и австрийцев, начало которому положило оформление в 1867 году Австро-Венгерской монархии.
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Художественно-историческим музеем, Вена, Венгерской Национальной галерей, Будапешт, при участии Музея Вены, Австрийского театрального музея, Вена, Австрийской галереи Бельведер, Вена, Будапештского исторического музея, Музея прикладного искусства, Будапешт, при поддержке Посольства Австрийской Республики в Российской Федерации, Посольства Венгерской Республики в Российской Федерации, Генерального консульства Венгерской Республики в Санкт-Петербурге, Почетного генерального консула Австрийской Республики в Санкт-Петербурге.
Экспозицию открывают произведения искусства эпохи историзма: живопись, предметы декоративно-прикладного искусства и архитектурные проекты, эскизы фресок. Вoзникший в конце XIX века промышленный дизайн представлен исполненными в стиле модерн изделиями из стекла и металла, образцами мебели и всемирно известной керамикой завода Жолнаи. Тенденция европейской живописи рубежа веков нашли отражение в творчестве австрийских и венгерских мастеров плэнерного пейзажа, художников Сецессиона. Прикладное искусство этого времени представляют плакаты, а также керамика, костюмы, тканые ковры, вышедшие из знаменитых венских мастерских, и, тяготеющие к народным мотивам, изделия венгров из ткацких мастерских колонии в Гeдeлe. Последний раздел выставки посвящен миру театра, музыки и литературы.
Тема Вены и Будапешта символизирует в целом австрийскую и венгерскую культуру, а также отражает и другие направления и течения в искусстве, рожденные в этих двух столицах. Противопоставление венгерских и австрийских произведений искусства подчеркивает их сходства и различия. На выставке представлены два стиля - Ар нуво и историзм, которые существовали в этих странах и соперничали между собой.
Открытки, карты, фотографии и планы новостроек, представленные на экспозиции, иллюстрируют рост Вены и Будапешта. Художники историзма Вены и Будапешта ставили целью создать исчерпывающее или абсолютное искусство, и это проявляется в планах зданий, скульптуре и росписи стен. В это время составляются грандиозные планы по перестройке Хофбурга, императорского дворца в Вене, и королевского дворца в Будапеште.
Особое внимание уделено на выставке изобразительному искусству. Петтенхофен основал школу живописи, открывшую, например, тему пейзажа нижней Венгрии. Отдельно от пейзажей австрийских и венгерских, так называемых, "атмосферных" импрессионистов представлен один из редких примеров пленэрных работ Михая Мункачи "Пыльная дорога", его бесспорный шедевр.
Многочисленные экспонаты прикладного искусства художников и ремесленников модерна и историзма тоже включены в экспозицию: мебель, стекло, кожа, ковка, книжные иллюстрации, экслибрисы, кружево и керамика
На выставке представлена группа авангардных художников "Восемь". В 1910-х годах они противопоставляли себя успешным художникам, которые находились под государственным патронажем. Конец их роста отмечен появлением кругов "Ма" ("Сегодня") и "Кашак", которые развивались в течение Первой мировой войны. Позже эти художники эмигрировали в Вену. Этот всесторонний культурный и артистический обзор охватывает также обновление театра и искусства декорации, и первые попытки, предпринятые в это время в кинематографии. Завершает выставку работы венских авангардистов, которые выставлялись в Будапеште в 1912 году под названием "Neukunst" ("Новое искусство"). В то время выставка имела международный успех и должна была доказать жизненную необходимость дальнейшего развития этих художников, среди которых были Шенберг, Кокошка и Гютерсло. На примере этой группы видно, как возникало плодотворное сотрудничество венгерских и австрийских художников.
Экспозиция большей частью повторяет аналогичные выставки, с успехом прошедшие в Вене и Будапеште в 2003 и 2004 годах.
Спонсоры выставки: Министерство национального наследия Венгерской республики, Федеральное министерство образования, науки и культуры Австрийской Республики, Федеральное министерство иностранных дел Австрийской Республики.
Главный куратор выставки - К. Фeлди-Дожа, почетный директор Будапештского исторического музея; кураторы выставки: М.А. Аникин, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа; А. Писториус, хранитель Австрийского театрального музея; Э. Плесневи, куратор Национальной галереи Венгрии; Р. Поханка, куратор Музея Вены.
К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог, выпущенный издательством "Славия", Санкт-Петербург. Авторы статей - известные искусствоведы Австрии, Венгрии и России.