С 3 по 24 ноября 2005 года Центральный Дом Художника и Галерея "Веллум" представляют выставку произведений Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905 - 1993). К 100-летию со дня рождения. 5 зал.
Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого, сложившееся в напряжённой атмосфере художественных и философских исканий 1-й четверти ХХ столетия, образует своего рода мост между той эпохой и современностью. Творческому настрою художника оказалось особенно созвучным романтическое видение окружающего мира, заявившее о себе в первые десятилетия прошлого века в науке, философии, искусстве. Встречи с Н.К. Рерихом в 1926 г. стали мощным импульсом для Смирнова-Русецкого и круга его друзей, создавших первую группу художников-космистов.
"Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира".
Метод художника направлен, прежде всего, на раскрытие внутренней "идеи вещей". С помощью цвета он не столько лепит объём, сколько передаёт световоздушное пространство. Живописно-графические решения были в совершенстве разработаны в творчестве представителей "Мира искусства". Однако если живопись и графика модерна редко обращаются к диалогу с натурой, то у Смирнова-Русецкого эти приёмы подчинены задаче постижения Природы, проникновения в её тайну. Раскрывая многослойную глубину сюжета, художник тяготеет к плоскостным решениям форм и планов, не задерживаясь, однако, на внешней стороне вещей, а как бы приглашая зрителя заглянуть за кулисы реальности. Этот подход в сочетании с предпочтением цветового "пятна" передаче светотени отвечал задаче показать мир многоуровневым и, в то же время, прозрачным для интуитивного видения.
Феномен "русского космизма" проявился во всех областях культуры и искусства той эпохи. Цикл "Космос" в творчестве Смирнова-Русецкого создан задолго до эры космических полётов и не связан с этой идеей. Его с полным правом можно отнести к зачинателям жанра космического пейзажа, хотя обращение к этой теме уже было подготовлено интересом романтического искусства 1-й четверти ХХ века к проблемам мироздания. Мир, исполненный символических значений, тайн и прозрений, стремление к звёздам и космическим глубинам - всё это входило в круг интересов русского искусства того времени, представленного творчеством Н. Рериха, К. Богаевского, М. Чюрлениса.
Среди огромного разнообразия живописных направлений и авторитетов обрести свой язык было непросто. В творчестве Смирнова-Русецкого различимы следы влияния, как отдельных художников, так и целых направлений: романтической школы Куинджи, "Мира искусства", стилистики модерна и символизма. Идя по пути обобщения и упрощения форм, символизации образов, художник использовал и преломлял опыт китайского изобразительного искусства.
В отличие от восприятия "вселенской бездны" как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного для творчества таких поэтов, как А. Блок, А. Белый или художника К. Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах создаёт радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, "прозрачности" природы, грезящей о небе.
Пройдя через суровые испытания сталинской эпохи (10 лет лагерей), Смирнов-Русецкий сохранил преемственность лучших традиций русской культуры. Ему одному из первых удалось расширить понятие пейзажа от пределов земли до космических далей, выразив чувство вселенской сопричастности, столь характерное для русского художественного мировосприятия эпохи Серебряного века.