С 14 октября по 14 ноября 2005 года будет работать выставка "Книги художника" к 125-летию со дня рождения Гийома Аполлинера - в рамках художественного проекта "Аполлинарий" и традиционного октябрьского Праздника французской книги в Свердловской областной библиотеке им. В.Г.Белинского "Lire en Fete". Открытие выставки - 14 октября в 17.30. Лекция Андрея Суздалева "Гийом Аполлинер и художники" - 14 октября в 15.00. Куратор: Андрей Суздалев (Москва). Организаторы: "Издательство ALCOOL", альманах "Треугольное колесо", группа "Дирижабль". Литературный консультант: Михаил Яснов (Санкт-Петербург). Организаторы в Екатеринбурге: Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г.Белинского, Французский Альянс - Екатеринбург. При поддержке Посольства Франции в России и Государственного Центра современного искусства (Москва).
В выставке принимают участие: Дмитрий Цветков, Андрей Суздалев, Ольга Хан, Юрий Гордон, Владимир Смоляр, Татьяна и Николай Селивановы, Ольга Розмахова, Сергей Кистенёв, Наталья Куликова, Михаил Волохов, Владимир Головков, Дарья Бокарёва, Анна Гвирц, Лейла Фараджова (Москва); Михаил Погарский, Гюнель Юран, Евгений Гриневич (Красногорск); Александр Данилов (Челябинск); Евгений Стрелков (Нижний Новгород); Алексей Трубецков (Саратов) и др.
Гийом Аполлинер (Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, 1880 - 1918), поэт и художественный критик, стоявший у истоков многих значительных художественных течений XX века, теоретик кубизма, открыватель орфизма и симультанизма, автор термина "сюрреализм". В 1916 году ушёл добровольцем на фронт. На войне был тяжело ранен в голову, умер во время эпидемии гриппа 9 ноября 1918 года.
В работе "Новое сознание и поэты" Аполлинер писал: "Возникающее новое сознание намерено, прежде всего, унаследовать от классиков твёрдое здравомыслие, убеждённый критический дух, цельный взгляд на мироздание и человеческую душу. <…> Исследование и поиск истины - как в сфере, скажем, этической, так и в области воображения - вот основные признаки этого нового сознания. <…> Именно благодаря изумлению, благодаря той значительной роли, какую отводит оно изумлению, новое сознание отличается от всех предшествующих художественных и литературных движений. <…> Это сознание эпохи, в которой мы живём. Эпохи, изобилующей неожиданностями".
Сегодня, как и век назад, мы снова и снова говорим о необходимости этого сознания. Постоянный поиск новых выразительных средств в сочетании с великолепным знанием классической традиции, активное сотрудничество поэта с художниками и его роль "провокатора" многих авангардных движений, глубокий лиризм и, в то же время, страсть к художественной игре и мистификации - имя Аполлинера эхом отзывалось на протяжении всего 20-го столетия. "Масштабы поэтического Гаргантюа", универсальность и цельность творчества и личности Аполлинера и сегодня привлекают пристальное внимание современных художников.
Участникам проекта "Аполлинарий" было предложено создать авторские книги или отдельные графические листы на избранные стихотворения Аполлинера, используя как русский перевод, так и оригинальный французский текст. Выбор печатных техник, материалов и конструкции книг, а также различных подходов: от иллюстраций и шрифтовых композиций до photo-based art и book object - был полностью предоставлен на усмотрение художников.
Формат проекта выбран далеко не случайно. Жанр livre d'artiste ("книга художника") имеет непосредственное отношение к творчеству самого Аполлинера. Первая книга поэта "Гниющий чародей" (1909) - с гравюрами Андре Дерена - вышла тиражом сто четыре экземпляра. "Бестиарий" (1911) с гравюрами Рауля Дюфи - сто двадцать экземпляров. Оба этих произведения стали "центром воображения и всего творчества Аполлинера" (Мишель Декоден). В знаменитом сборнике "Каллиграммы" (1918) поэт сам выступил как художник, обратившись к визуальной поэзии и экспериментируя с графическим образом текста. В дальнейшем эта концепция взаимодействия текста и изображения станет одной из наиболее продуктивных стратегий для развития искусства в ХХ веке.
Проект "Аполлинарий" продолжает традицию подобного рода авторских изданий, помещая понятие livre d'artiste в современный культурный контекст. Сегодня традиционная книжная форма расширяется до нового информационного и игрового объекта, включая, наравне с визуальностью печатного слова и иллюстрации, всю полноту пространственных, тактильных и даже слуховых ощущений. Тем самым предоставляет широкое поле для художественного маневра, объединяя разнообразнейшие формы художественного опыта: от графических техник и арт-объектов до перформанса и даже саунд-арта. Особую значимость приобретает здесь и известная "приватность" авторской книги, её со-масштабность поэтическому высказыванию ("книга одного стихотворения").
Первый этап проекта "Аполлинарий" завершился 26 августа 2005 г. в день рождения поэта художественно-поэтической акцией в Зверевском центре современного искусства (Москва). Проект был также представлен в рамках выставки "Авторская книга-2" в Государственном центре современного искусства (Москва). На выставке в Екатеринбурге будут показаны как новые работы участников проекта, так и книги о Гийоме Аполлинере и издания его произведений из фондов библиотеки им. В.Г.Белинского.
К концу 2005 г. планируется издание каталога на русском и французском языках. Это уникальное в своём роде художественно-поэтическое издание объединит работы современных российских художников - участников проекта, а также избранные стихотворения Аполлинера.
Андрей Суздалев, куратор выставки
Выставка будет работать в выставочном зале библиотеки: ул. Белинского, 15, старое здание библиотеки, 3 этаж. Время работы: пн - пт 12.00 - 18.00, вс 13.00 - 17.00. Выходной - суббота. Вход свободный. Т.: (343) 371-54-85